Компрессоры. Забытые и возрождённые

Те, кто сегодня планирует купить промышленный компрессор, представляют себе нечто большое и технологически сложно утроенное. Однако далёкие предки современных компрессоров были и проще, и скромнее размерами, хотя общий принцип действия и оставался неизменным.

Одним из древнейших подобных устройств были кузнечные меха, функция которых заключалась в нагнетании сжатого воздуха внутрь плавильной печи. Кузнец, или его помощник, раздвигали ручки, через клапан впуская в камеру мехов воздух, после чего ручки сводились вместе и воздух, запирая клапан своим давлением, вырывался через маленькое отверстие на конце. Таким образом, поддерживалась высокая температура горения, позволявшая подготавливать металл для ковки и изготавливать разнообразные сплавы. До сих пор механизмы, аналогичные кузнечным мехам, используются, например, в церковных орга́нах или аппаратах искусственного дыхания.

Известно, также, что в III веке до н.э. древнегреческий механик по имени Ктесибий соорудил катапульту, работавшую на сжатом воздухе.

Однако с падением Римской Империи и наступлением «тёмных веков» большая часть технологий была утрачена и возродилась только с наступлением промышленной революции.

Немецкий физик Отто фон Герике в XVII веке сделал открытие. Он доказал, что воздух имеет свойство упругости и способен сжиматься под давлением, а также как следствие, продемонстрировал и существование вакуума. Для этого в 1650 году он собрал однопоршневой воздушный насос, силу сжатия которого ограничивало лишь применение мускульной силы человека или лошади.

Появление более совершенных двигателей обеспечило промышленное применение компрессоров, которые начали работу в горнорудном деле и металлургии. Первым таким компрессором, в 1765 году, стала машина русского изобретателя И.И. Ползунова, предназначенная для сжатия и перемещения газов.

Вскоре англичанин Вилькинсон разработал двухцилиндровый поршневой компрессор, а в 1857 году его соотечественник Томас Кокран запатентовал перфоратор, работавший не не паре, а на сжатом воздухе.

Следующим шагом было изобретение Генрихом Кригаром винтового компрессора, но идея оказалась настолько передовой, что воплотить её в жизнь удалось только через полвека. Сделано это было в 1932 году шведским инженером Линсхольмом.

В наше время, конечно же, ни мускульная, ни паровая энергия давно не используются, уступив место электрическим двигателям и двигателям внутреннего сгорания. С изобретением новых материалов и увеличением точности изготовления деталей, компрессоры становятся всё компактнее и одновременно мощнее, что позволило им войти во все сферы нашей жизни.