Идёт ли человек в магазин за конкретным товаром, или сравнить цены, или обратив внимание на яркую наружную рекламу http://media-advertising.com.ua, но уж точно не за тем, чтобы разрешать какие-то сложные проблемы и отстаивать свои права. Однако, к сожалению, непредвиденные ситуации случаются с покупателями чаще, чем хотелось бы.

Может ли продавец отказаться принимать от покупателя рваную купюру?

Основной документ, который регулирует отношения между продавцом (исполнителем) и потребителем, — Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 16.1 Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» — продавец (исполнитель) обязан обеспечить возможность оплаты товара (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя. Обычно поврежденные денежные купюры попадают к нам в кошелек от продавцов, ловко прячущих такую купюру между нормальными. Однако, когда покупатели пытаются расплатиться с продавцами такими же рваными деньгами, принимать их кассиры отказываются. Кто прав в этой ситуации — потребитель или продавец, мы разберемся.

В соответствии со ст.140 Гражданского кодекса Российской Федерации рубль является законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации. Платежи на территории Российской Федерации осуществляются путем наличных и безналичных расчетов. Кассир  (продавец) при приеме рублевых купюр должен руководствоваться указаниями Банка России от 26 декабря 2006 года № 1778-У «О признаках платежеспособности и правилах обмена банкнот и монеты Банка России», согласно которым: имеют силу законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации (в том числе изымаемые из обращения) купюры, не содержащие признаков подделки, без повреждений или имеющие повреждения следующего характера: загрязнение, износ, надорванные; имеющие потертости, небольшие отверстия, проколы, посторонние надписи, пятна, оттиски штампов; утратившие углы и края.

Если продавец отказывается принимать такие купюры, то можно сообщить ему, что он нарушает статью 426 и 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, необоснованно уклоняясь от заключения публичного договора. В уголке потребителя в магазине, где работает нарушающий ваши права продавец, должна быть  информация, содержащая адреса и телефоны организаций по защите прав потребителей, звоните туда прямо из магазина. Получили отказ от кассира — тут же звоните.

Кроме того, в данном случае закон установил для продавца гражданско-правовую ответственность в виде понуждения заключить договор розничной купли-продажи и возможности взыскания причиненных отказом заключить договор, убытков, в связи с чем у вас есть право обратиться в суд.


Может ли продавец отказаться продавать товар, ссылаясь на отсутствие сдачи?

Возможно, каждый сталкивался с ситуацией, когда в кошельке только крупные купюры, а купить нужно какую-то мелочь типа булки хлеба или мороженого. Увидев пятитысячную банкноту, продавец отказывается продавать нужный товар, ссылаясь на отсутствие сдачи. Законно ли он поступает? Если продавец по каким-то причинам отказывается продавать вам товар, ссылаясь на отсутствие сдачи, он нарушает Российское законодательство.

Так, в соответствии со статьей 492 Гражданского кодекса Российской Федерации договор розничной купли-продажи по своей правовой природе является публичным договором. Положения о публичных договорах регламентируются нормами ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии с данными нормами, отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы, не допускается. То есть, отказ продавца принять оплату в виде любой денежной купюры означает отказ от заключения публичного договора. Кроме того, отсутствие сдачи не является отсутствием возможности продавца предоставить потребителю соответствующие товары.

Таким образом, отказ продавца продавать товар, если у него нет сдачи, нарушает нормы действующего законодательства. В таком данном случае следует описать инцидент в книге жалоб. Также можно обратиться в Роспотребнадзор.


Можно ли заходить с товарами, купленными в другом месте, в магазин?

Как правило, покупка продуктов не ограничивается походом в один только магазин: во-первых, не во всех магазинах и не всегда есть все нужные товары, а во-вторых, в разных торговых точках один и тот же продукт может стоить по-разному. Вот и приходится покупателям мигрировать из одного магазина на рынок, а с рынка в супермаркет.

Возникают вопросы: Можно ли заходить с продуктами, купленными в другом месте, в магазин? И что делать, если вдруг нет чека, подтверждающего покупку продукта на том же рынке? Запомните: покупатель имеет право входить в магазин с любыми вещами, даже если такие же товары продаются в данном магазине, просто он должен об этом предупредить сотрудника магазина.

Доказывать невиновность нет необходимости, обычно следует доказать вину (ст. 1.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, ст. 5 Уголовного кодекса Российской Федерации). Для этого во многих магазинах есть камеры видеонаблюдения, запись с которых возможно получить за сравнительно небольшое время. Но расследовать такие случаи должна полиция, а не охранная компания, обслуживающая магазин (здесь можно ссылаться на пункт 8 части 1 ст. 13 закона «О полиции» — прим. ред.). Поэтому при отсутствии чека придется задержаться в магазине до приезда полицейских, выяснения ими обстоятельств и установления вины либо невиновности.


Что делать, если купил просроченный товар?

Согласно закону «О защите прав потребителей», потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Если вам попался некачественный товар, вы имеете право:

потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

потребовать замены на такой же товар другой марки с соответствующим перерасчётом покупной цены;

потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

По требованию продавца и за его счёт потребитель должен возвратить товар с недостатками. При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причинённых ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя.