Руссо-балт. От автомобилей до ракет

Если кому-нибудь из сегодняшних шоферов сказать, что в начале XX века Россия входила в число лидеров автомобилестроения, то реакция будет вполне предсказуемой. Однако, русские машины в те времена были не просто хорошими — это были элегантные автомобили мирового класса, способные без единой поломки преодолеть тысячи километров.

В 1909 году, подхватив знамя первопроходцев у «Экипажной фабрики Фрезе и К°», Русско-балтийский вагонный завод начал серийный выпуск одного из лучших русских авто — «Руссо-балт С-24/30». В производстве использовались исключительно отечественные детали и разработки. Сразу после выпуска машину, в ходе своеобразной рекламной кампании, жёстко протестировали, отправив своим ходом из Риги до Санкт-Петербурга. Путь длиной в 600 вёрст машина преодолела всего за 8 часов, показав приличную для тогдашних дорог скорость — 75 км/ч. Всего через год российский экипаж на «Руссо-балте» совершил грандиозный пробег, а по сути ралли-марафон: Санкт-Петербург — Берлин — Сен-Готард — Рим — Неаполь — Берлин — Санкт-Петербург.

Участники пробега «С.-Петербург — Рим — С.-Петербург». За рулём А.П. Нагель. 1910 г. Берлин

Участники пробега «С.-Петербург — Рим — С.-Петербург». За рулём А.П. Нагель. 1910 г. Берлин

Организатором пробега и капитаном экипажа был Андрей Платонович Нагель, выдающийся российский автогонщик, журналист, учёный и общественный деятель. Он был победителем множества гонок и в России, и за её пределами. Одним из его спутников был знаменитый петербургский фотограф Карл Булла. Удивительно, но за почти 10 000 километров пути Андрею Нагелю ни разу не пришлось серьёзно ремонтировать свой «Руссо-балт», ограничившись только заменой шин, пострадавших от проколов. Между прочим, шины фирмы «Проводник» также замечательно зарекомендовали себя, а одна из них без повреждений преодолела всю дорогу от Петербурга до Неаполя и обратно. Немало рекордов было поставлено экипажем Нагеля, но самым внушительным был, пожалуй, подъём по труднопроходимой дороге на вершину вулкана Везувий.

«Руссо-балт С-24/58», участник Гран-при в Монте-карло

«Руссо-балт С-24/58», участник Гран-при в Монте-карло

Успехи в полутора десятках крупных соревнований, награды на автомобильных выставках на родине и за границей, в том числе большая золотая медаль на Международной автомобильной выставке 1910 года и первый приз за пробег Петербург — Севастополь определили коммерческий успех Русско-балтийского вагонного завода, увеличившего разнообразие выпускаемых моделей. В серию вышли полугусеничные вездеходы, грузовики, армейские штабные машины и, конечно, гоночные болиды «С-24/58», за характерную форму получившие прозвище «огурец». Надёжность «Руссо-балта» курьёзно подтвердил случай во время одной из гонок, когда автомобиль на полном ходу влетел в избу. Изба развалилась — автомобиль остался цел.

Владельцами машин «Руссо-балта» были Великий князь Константин Константинович Романов, великая княжна Мария Павловна Романова, а для царского двора были приобретены два автомобиля с изящным кузовом «Ландолье». Кораблестроитель Константин Боклевский, банкир Алексей Путилов, премьер-министр граф Сергей Витте, князь Борис Голицын и многие другие знаменитости также стали клиентами «Руссо-балта».

Качеством, массовостью и ценой наши машины превосходили «Мерседес» и «Опель», но…

«Руссо-балт С-24/30» с кузовом «Ландолье»

«Руссо-балт С-24/30» с кузовом «Ландолье»

В 1914 году началась Первая мировая война…

Николай II принял решение об эвакуации Русско-балтийского вагонного завода из Риги в подмосковные Фили. Предприятие было переименовано во «Второй автомобильный завод Руссо-Балт». Завод начал работать для нужд фронта.

В 1917 году, в ходе Октябрьской революции, директор «Руссо-балта» М. Шидловский был расстрелян красногвардейцами. Завод был национализирован и переименован в «Первый государственный бронетанковый завод».

В 1923 году завод был передан в концессию немецкой авиационной фирме «Юнкерс».

В канун Великой Отечественной войны на предприятии было налажено серийное производство знаменитых пикирующих бомбардировщиков Пе-2.

В наше время бывший бронетанковый завод принадлежит Государственному космическому научно-производственному центру имени М.В.Хруничева и занимается ракетно-космической техникой.

22-10-18_russo-balt-instagram-01

P.S. Единственным уцелевшим экземпляром «Руссо-балта» является «К-12/20», 1911 года выпуска. Он находится в экспозиции Московского политехнического музея.

Александр ЯЦКОВСКИЙ