Дивный остров Валаам

На севере Руси, посреди бескрайних просторов Ладожского озера-моря, в краю суровом, но прекрасном, много веков располагается Спасо-Преображенский монастырь.

Тысячи туристов и паломников ежегодно посещают эти места. Посчастливилось и мне побывать там. Что такое Валаам? Сколько ни рассказывай о Валааме, недосказанного остаётся всё больше. Не на всякой карте можно обнаружить этот архипелаг Ладожского озера, состоящий из больших и малых островов. Происхождение названия россыпи этих островов доподлинно неизвестно. Наиболее подходящим из вариантов перевода с финского языка — «Valamaa» — означает «светлая» или «клятвенная» земля, что созвучно именам и языческого бога Ваала, и библейского прорицателя Валаама.

Валаам. Гравюра XVIII века

Валаам. Гравюра XVIII века

Загадочна и таинственна история Валаама. По преданию, в I веке Валаам посетил апостол Андрей Первозванный, который и предсказал ему великое будущее. Ученик Христа проповедовал православную веру и, преодолев территорию Руси с юга до севера, оказался в водах Ладоги. Зайдя на горы Валаама, он водрузил там каменный крест.

Основание обители связано с именами преподобных Сергия и Германа Валаамских, мощи которых находятся под спудом Спасо-Преображенского собора. По церковному преданию, это были греческие иноки, пришедшие в X веке на Русь с первыми миссионерами. В современной исторической науке мнения о времени основания монастыря расходятся: от начала распространения христианства на Руси в IX — X веках до XIV века. В «Сказании о Валаамском монастыре» годом основания называется 1407 год.

Порубежное положение ладожских земель обрекало монастырь на мученическую судьбу. Здесь соперничали Новгород и Шведское Королевство. Не раз шведские рыцари совершали набеги на Валаам. Монастырь грабили и жгли, а беззащитную братию — «секли мечами». Валаам много раз переходил от шведов к русским и обратно, пока, наконец, в 1721 году по Ништадскому мирному договору Швеция признала эти территории российскими.

После окончания Северной войны монастырская жизнь на Валааме возродилась. В 1783 году, при настоятеле игумене Назарии и по его собственному плану началось строительство комплекса центральной усадьбы — каменного пятиглавого собора и каре келейных корпусов с Успенской и Никольской церквами. Игуменом были установлены три формы монашеской жизни: общежитие, скитское и отшельническое житие.

В XIX веке Валаамский монастырь переживал свой расцвет. Для каменного строительства стали приглашать архитекторов, которые проектировали многие валаамские постройки. Здесь на островах развивалось сельское хозяйство, рыбоводство, ремёсла, действовало около 30 производств. Имелись также пекарня, ферма на 70 голов скота, конюшня, аптека и больница. В монастыре были своя иконописная мастерская и фотостудия, богатейшая библиотека. К началу ХХ века на островах проживало более 1000 человек.

В разные годы Русский Северный Афон посещали Императоры Александр I и Александр II, члены царской фамилии. Валаам вдохновлял деятелей науки и культуры, среди которых были художники И. И. Шишкин, А. И. Куинджи, Н. К. Рерих; писатели и поэты Ф. И. Тютчев, Л. Н. Толстой; композиторы П. И. Чайковский, А. К. Глазунов; химик Д. И. Менделеев, академик В. И. Вернадский и многие другие.

После октябрьского переворота в 1917 году Финляндия получила независимость, и Валаам оказался на ее территории. 1918 год стал одним из самых скорбных из истории монастыря. Насильственное введение нового (григорианского) календарного стиля в богослужебной практике привело к расколу среди монашеской братии. Несмотря на раскол, Валаамская обитель оставалась светильником православной веpы в преимущественно лютеранской Финляндии. В 30-е годы для русских эмигрантов Валаам был островом России, навсегда ушедшей в историю. В летнее время обитель посещали туристы и паломники из Эстонии и Финляндии. С одной из таких групп на остров приехал из Таллина священник Михаил Ридигер, которого сопровождал девятилетний сын Алексей, будущий Патриарх Русской Православной Церкви.

Финские укрепления на острове Валаам

Финские укрепления на острове Валаам

На Валааме финский гарнизон возводил укрепления. Визиты частных лиц и паломников были запрещены. В 1939 году началась советско-финская война. Валаам неоднократно подвергался бомбежкам советских войск. С октября здесь перестали звонить колокола, а в декабре началась эвакуация монастырской братии. По договору от 13 марта 1940 года был произведен раздел территорий, и Карелия вошла в состав СССР, в том числе и территория Валаамского монастыря.

После Великой Отечественной войны на Валааме организовали совхоз, который использовал монастырские угодья и остатки инвентаря, а в 1952 году здесь открыли интернат для престарелых и инвалидов, искалеченных войной, просуществовавший до 1984 года. В этот период монастырские здания продолжали разрушаться, погибли многие скиты и часовни на островах. На долгие годы на Валааме воцарились полное запустение и разруха.

В 1960-е годы на остров начали прибывать туристические теплоходы, а в 1979 году монастырские постройки были признаны памятниками архитектуры. Только в 1990-е годы монастырь был официально передан в пользование Русской Православной Церкви, и началось его восстановление. На Валааме зазвучала иноческая молитва, затеплились первые лампады. Монастырская жизнь возрождалась постепенно.

Наша группа паломников добиралась из Петербурга сначала на автобусе до Приозёрска, а затем на судне «Метеор» по Ладожскому озеру к Валааму. По пути следования погода стояла жаркая и солнечная, но Ладога встретила нас пасмурным небом, ветром и волнением. Водная гладь простиралась настолько широко, что совсем скоро берега исчезли из вида. Небо всё серело, а ветер крепчал, вздымая волны. На судне ощущалась качка. Все приготовились к плохой погоде. Страшна порой бывает Ладога. Монахи знали суровый нрав моря-озера, рассказывали разные истории о его непредсказуемости, о внезапных пятиметровых волнах на страх утлым судёнышкам паломников.

valaam-04_web

Примерно через час пути за иллюминатором стали появляться сначала отдельные мелкие островки, затем их сменили более крупные, и вот уже вздыбились по правому борту скалистые, как обрубленные, берега архипелага. Со всех уголков нашей необъятной страны стремятся на Валаам люди, чтобы не только своими глазами увидеть этот дивный остров, но и припасть к его святыням. Туристов и паломников охватило волнение от предстоящей встречи с Северным Афоном, а «Метеор» вдоль Кузнечных островов уже входил в Монастырскую бухту. Отвесные скалы. Смолистый воздух. Кресты куполов под лучами солнца сияли золотом. У самого входа в бухту на маленьком острове наше судно встретил сторожевой пост Валаама — Никольский скит, построенный в середине ХIХ века по проекту архитектора А.М. Горностаева. Изящная церковь скита по праву считается шедевром русского зодчества. Ночью в туман и непогоду в её шатре братия зажигала мощный фонарь. Никольсий храм служил маяком, указывая путь мореходам. «Кто в море не бывает, тот Богу не молится», — так говорят на Валааме.

Монастырская пристань встретила прекрасной погодой, словно и не было свинцово-серых туч, омрачивших нас в начале пути. В Петербурге в те июльские дни стояла нестерпимая жара, а здесь на островах погода была благостная. На пристани мы внимательно осмотрели белое строение с бледно-голубым куполом — часовню, поостренную в 1896 году во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

От пристани дорога ведёт к подножию горы Фавор, а дальше широкая гранитная лестница из 62 ступеней — на вершину этой горы. Слева внизу раскинулся старинный монастырский сад, которому более ста лет. Там же — возделанный на привозном грунте огород. Местная почва слишком скудна, но стараниями послушников здесь издавна выращивают разные овощи и даже клубнику. Над садом вдоль узорной чугунной решётки, идущей по краю скалы, проложена тропа, откуда иноки старого Валаама любовались на воды Монастырской бухты, встречая или провожая судёнышки с паломниками.

Рядом с величественной Знаменской часовней установлена каменная стела с именами царственных особ, посетивших монастырь.

Сегодня издалека во всём великолепии можно видеть Спасо-Преображенский собор — красу и гордость Валаама. Голубые купола главного собора удивительным образом сливались с цветом здешнего переменчивого неба. Пятиглавый ансамбль собора строили более девяти лет под руководством трёх петербургских архитекторов, завершил строительство в 1893 году архитектор Н.Д. Прокофьев. В годы войны собор был значительно повреждён бомбардировками. К 2005 году после сложнейших реставрационных работ главный храм обители был восстановлен и освящён патриархом всея Руси Алексием II, много сделавшим для возрождения Русского Северного Афона.

Пройдя Святыми вратами, мы оказались внутри каре на территории монастыря и направились в Спасо-Преображенский собор. Его нижний уровень в своём убранстве скромен и аскетичен, а верхний — поражает светом и великолепием. Правильнее сказать, что Спасо-Преображенский собор состоит из двух храмов. Нижний храм возведён в честь преподобных Сергия и Германа — Валаамских Чудотворцев, а верхний — в честь праздника Преображения Господнего. Интерьер нижнего храма выдержан в греческом стиле, он подчеркивает византийское происхождение Преподобных отцов. Здесь же находится главная святыня Валаама — надгробие, которое отмечает место упокоения мощей Чудотворцев. Верхний храм собора отделан в русском стиле: высокий четырехъярусный иконостас, ковровая роспись на стенах, — свидетельствуют о том, что монастырь является форпостом русского православия. Этот храм Спасо-Преображенского собора вмещает более трёх тысяч человек и предназначен для проведения здесь торжественных праздников и богослужений. В верхнем храме собора размещается Икона Валаамской Божьей Матери — одна из самых значимых для Российского государства святынь. Её считают заступницей русских воинов и всех русских земель. Колокольня собора, возведенная над притвором, завершается стройным шатром с главкой на барабане и золоченым шаром с крестом.

В день нашего пребывания на Валааме в соборе было много паломников, которые проделали неблизкий путь, чтобы припасть здесь к святым мощам и иконам.

Спасо-Преображенский собор. На переднем плане "Аллея одинокого монаха"

Спасо-Преображенский собор. На переднем плане «Аллея одинокого монаха»

Старые лиственницы за пределами периметра образуют узкую тропу для уединения и философствования «одинокого монаха». Живописная дорога, обсаженная лиственницами и пихтами, вела нашу группу к Игуменскому кладбищу. В окружающем дорогу ландшафте гармонично переплетались: природное и рукотворное. И то, и другое впечатляло. Острова архипелага покрыты реликтовыми хвойными лесами. Его рельеф очень разнообразен: горы и долины, скалы и болота, озёра и ручьи. Частью местной природы стали поля и сады, аллеи и рощи, созданные трудами монахов. Климат Валаама уникален. Времена года здесь наступают позже «материковых» на две-три недели, лето прохладное, зато солнечных дней значительно больше.

За оградой кладбища на насыпном холме возвышается необычная по своей архитектуре церковь Преподобных отцов. Рядом ухоженные могилы настоятелей монастыря. На нижнем ярусе расположено братское кладбище. Крест серого гранита и остов фундамента напоминают о бывшей тут келье игумена Назария. Экскурсовод проникновенно рассказала о настоятелях «Русского Северного Афона», о бытии монашеской братии.

Короткая передышка и наша группа отправилась к Никольскому скиту. Дорога по деревянным ступеням вела в низину. По широким настилам — мосткам паломники шли от одного островка к другому. По обе стороны вдоль дороги перед нами возникали удивительные по своей непохожести пейзажи: то тихая заводь над гранитным основанием, то широкий водный простор, то тёмный еловый лес, то редколесье. Наконец-то, вот он — Никольский скит, встретивший нас в монастырской бухте. Шатровый храм скита был возведён во имя святителя Николая Чудотворца. Рядом с храмом разместились: белоснежный келейный корпус, яблоневый сад, массивный поклонный крест и небольшое здание бывшей монастырской таможни. Отсюда с уступа открывается великолепный вид на широко раскинувшуюся Ладогу.

Главным делом Валаамского монастыря изначально было миссионерское служение. Монахи уходят от мира, но не отворачиваются от мирян. Преображение суровой земли, просвещение — в этом всегда заключалось служение братии Валаама. Преобразив холодные скалы в цветущий сад, монастырь чудесным и таинственным образом изменял человеческие души, преобразуя безверие и холод в теплоту веры и милосердия.

Тысячи паломников ежегодно посещают дивный остров Валаам. Для большинства из них такое путешествие является воплощением мечты, стремлением решить для себя важнейшие духовные проблемы и задачи. О чём молятся паломники, припадая к святыням Валаама? Однозначного ответа быть не может. Люди молятся каждый о своём, о своих близких, а все вместе — о мире для всех. Рассказываю о Валааме не для рекламы. Нет в этом никакой нужды. Валаам не может стать модой по принципу: там был «Я». Чисто потребительское отношение к духовным ценностям не приносит нравственного исцеления и радости любви, благостного ощущения приобщения к мощному источнику духовности.

Сегодня о Валааме напоминает маленький кусочек гранита. Словами невозможно передать те пласты впечатлений, которые продолжают свою благостную работу во мне, и хочется верить, что подобное происходит в каждом из тех, кто хотя бы раз преодолел этот путь к Валааму и к самому себе.

Любовь КОРНЕЕВА