Традиции, обычаи, приметы и советы на каждый день

Городская газета в Ярцево

7 ноября
Мучеников Маркиана и Мартирия.
Народное название: Мартирий, дедовские плачи.

В этот день по всей Руси устраивались ритуальные плачи. Вспоминали и оплакивали умерших родственников, жалели сирот и нищих, сочувствуя их тяжелой судьбе. Судьба сироты на Руси была незавидна, недаром в старину говорили: «Житье сиротам, что гороху при дороге, кто мимо идет, тот и урвет» или «В сиротстве жить — день-деньской слезы лить». Если девушка-сирота выходила замуж, то жизнь ее, и без того нелегкая, становилась еще тяжелее, ведь за нее некому было заступиться. Жених-сирота был вынужден уйти в дом невесты и попадал в зависимое положение, что для мужчины было недопустимо, так как он почитался хозяином в доме. Как и нищие, сироты считались обделенными долей — счастьем и удачей, даруемыми высшими силами. Поэтому жалеть их жалели, но к себе старались особенно не подпускать, чтобы не перетянуть на себя несчастья. Например, сироты не могли участвовать во многих важных семейных и календарных обрядах, чтобы не накликать неудачу. Обижать сироту было недопустимым, считалось, что «сиротскую обиду Бог отплатит сторицей». О детях, оставшихся сиротами, обычно заботились всей деревней. Деньги такие растрачивать никто не решался, говорили, что «сиротское добро больше всего беречь надо — за него Богу ответишь». Обманывать или воровать у сироты почиталось за страшный грех.

Именины празднуют: Анастасий (Анастас), Маркиан (Марк), Марья.

8 ноября
Великомученика Димитрия Солунского.
Народное название: Дмитриев день, родительский день, дедовская неделя.

На Руси поминали в этот день усопших. Обычай этот древний и пришел с языческих времен, когда примерно в это время славяне устраивали осенние поминовения предков. Было принято в этот день ходить в церкви, ставить свечи за упокой, посещать могилы родственников, на которых оставляли еду, чтобы душа покойного могла полакомиться. Согласно поверьям, души прилетают в это время на могилы в образе птиц, которые и съедают угощение. Также души летали 8 ноября по родным местам, которые некогда любили. Совершались в этот день панихиды и заупокойные литии. После этого все садились за стол поминать покойников. Существовал обычай: старшая женщина, вынимая первый блин из печи, мазала его маслом, медом и ела его со словами: «Помяни, Господи, честных родителей». Издревле на Руси блины считались особым обрядовым блюдом, связанным с потусторонним миром. Блины посвящали умершим, «кормили» ими души предков, «угощали» ими покойников. На похоронах и поминках было принято разрывать первый блин и раскладывать кусочки на окнах, чтобы душа покойника питалась их паром. Остатки блинов, которыми поминали на могиле, раздавали нищим, которые считались посредниками между миром людей и миром духов.

Дмитрий по снегу — весна поздняя.

Именины празднуют: Антоний (Антон), Афанасий, Василий, Дмитрий.

9 ноября
Мучениц Капитолину и Еротииду. Преподобного Нестора Летописца.
Народное название: Андрей, Нестор, обеты.

В этот день, накануне Параскевы Пятницы, было принято давать обеты, как коллективные, так и личные. Давали такие клятвы сроком на несколько недель, месяцев или же на целый год. Помимо особых, обетных, дней, к подобным клятвам прибегали во времена стихийных бедствий, войн, эпидемий. А личный обет человек мог дать и во время тяжелой болезни. К принятию какого-либо обета мог также подстегнуть увиденный сон. Давая обет, люди обещали построить храм, поставить крест, приобрести иконы для церкви, отправиться в паломничество или уйти в монастырь. Также могли наложить на себя обет безбрачия, отказаться от питья спиртного или клялись соблюдать пост помимо церковного. Согласно данному обету, в церкви могли поставить свечу особого размера или пожертвовать деньги на храм. Если на скотину нападал мор, то хозяин, обращаясь с молитвенными прошениями к святым, мог дать обет пожертвовать часть излечившейся скотины церкви или местному монастырю. Чаще всего жертвовали ленты, пояса, платки, полотенца, рубахи, хлеб, пироги, яйца. Могли пожертвовать шерсть и лен нового урожая. Жертвенные вещи несли не только в храм, но и к почитаемым источникам, деревьям и отдельно стоящим крестам. В церкви обетные приношения, как правило, возлагались к особо почитаемым в данной местности иконам. Даже после принятия на Руси христианства в народной культуре сохранились некоторые языческие обряды, среди которых было и жертвоприношение. Например, на Русском Севере в день Ильи Пророка (2 августа) приносили в жертву быка, после чего накрывали в складчину столы. Сама традиция приношения жертвенных, обетных предметов связана с представлением об обмене между миром людей и Божественным миром. Нарушение данного обета было недопустимым и, по мнению наших предков, жестоко каралось высшими силами. недаром появилась пословица: «Не давши слова — крепись, а давши — держись» или «Русский мужик обетным словом крепок».

Именины празднуют: Андрей, Еротиида, Капитолина, Нестор.

10 ноября
Мученицу Параскеву Пятницу.
Народное название: Параскева Пятница, Прасковья, Прасковьи-льняницы, льняные смотрины, бабья заступница.

Мученица Параскева пользовалась на Руси особым уважением и была одной из самых почитаемых святых. В старину все храмы, посвященные святой Параскеве, назывались пятницами. Святую Параскеву часто изображали на иконах в образе худощавой высокой женщины с сияющим венком на голове. Такой образ можно было встретить в любом доме, ведь именно этой святой было принято молиться о благополучии семьи и удаче в домашних делах. Церковные иконы украшались лентами, цветами и душистыми травами. На 10 ноября полагалось отнести в церковь первый отрепанный лен. Отсюда и название этого дня — Параскева-льняница. К тому же хозяйки снова выносили на улицу льняные холсты и хвастались ими перед соседями. А молоденькие девушки показывали сотканные собственноручно холсты своим женихам и будущим свекровям. Также святая Параскева считалась покровительницей полей и скота, поэтому 10 ноября крестьяне приносили в церковь «плоды земные», которые потом хранились в домах до Нового года как священные предметы. Именно этой святой было принято молиться об избавлении падежа скота, в особенности коров. Считалось, что святая Параскева может исцелить не только животное, но и человека. К ней обращались, прося об излечении от лихорадок, зубной и головной боли.

На Параскеву — первый зимний день.

Именины празднуют: Анна, Арсений, Валентина, Георгий, Дмитрий, Иван, Константин, Максим, Николай, Прасковья, Степан, Терентий, Феврония.

11 ноября
Преподобномученицу Настасью Римлянину (около 249-259). Преподобного Авраамия Затворника и блаженную Марию, племянницу его.
Народное название: Настасьи-овечницы, Настасья-стригальница, овчарный праздник, Авраамий и Настасья.

С 11 ноября начинали на Руси стричь овец. Возможно, именно поэтому святых Авраамия и Анастасию почитали как покровителей этих полезных животных. Крестьяне верили, что эти святые угодники способны не только оградить отары от мора, но и уберечь овец от волков. С этой целью на полях, где пасли овец, ставили иконы святых Авраамия и Анастасии. В этот день, как правило, рассчитывались с овчарами, которые, получив деньги, устраивали праздники и гуляли до глубокой ночи. Односельчане преподносили пастухам пироги из новой муки в качестве благодарности за сбереженных животных. Отсюда и пошло название этого дня — «овчарный праздник». Сами же пастухи, хоть ими и становились немощные, негодные к сельскохозяйственным работам люди, издревле почитались в деревнях. Чтобы отогнать от стада нечистую силу, в первый день выгона пастух с хозяином стада хлопали в ладоши, свистели, звонили в колокольчики, играли на дудках и т.д. Отправляясь в поле, пастух обязательно клал в свою сумку яйца, хлеб в форме креста, крупицу освященной соли, церковную свечу, различные магические травы. Делалось это опять же для того, чтобы уберечь стадо. В некоторых областях России во время эпидемий именно пастухи прогоняли скотину по углям прогоревших обрядовых костров. Дело в том, что наши предки наделяли огонь особой очистительной силой, благодаря которой можно было избавиться от всевозможных болезней.

Именины празднуют: Авраамий, Анастасий (Анастас), Анна, Афанасий, Герман, Кирилл, Клавдий, Мария, Тимофей.

12 ноября
Священномученика Зиновия, епископа Егейского, и сестру его Зиновию.
Народное название: день Зиновия, синичкин праздник, праздник охотников.

В этот день было принято развешивать кормушки для синиц, которые уже прилетали из леса поближе к человеческому жилью. Синица почиталась на Руси и считалась хранительницей вещего слова. Ее считали птицей, приносящей счастье. В этот же день охотники выезжали на охоту по первой пороше. Отсюда и пошло название дня — праздник охотников. По примете, надо было обязательно затравить хотя бы одного зайца, которого называли именным. Если же этого не сделать, то весь год охота будет неудачной. Охотники должны были заключить договор с лешим, который позволял им заниматься промыслом и подгонять к людям дичь. Если же договор с духом не был заключен, то разозленный хозяин леса мог не только оставить охотника без добычи, но и сбить его с дороги — завести в чащобу или болота, где человек и погибал. Отправляясь в лес, охотник обещал лешему не ломать деревьев, не вытаптывать без нужды трав и цветов, отстреливать ровно столько животных, сколько человеку необходимо.

Именины празднуют: Александр, Анастасия, Артемий (Артем), Зиновий, Зиновия, Макар, Максим, Семен, Степан, Юлиан.

13 ноября
Преподобных Спиридона и Никодима.
Народное название: юровая, праздник охотников, Спиридон и Никодим Печерские, осенние проводы.

Согласно старому календарю, на следующий день (14 ноября по н.ст.) начинался ноябрь, который, хоть и был еще осенним месяцем, но в народе воспринимался как начало зимы. Именно поэтому одним из названий ноября было «полузимник». В старину ноябрь на Руси называли еще «грудень» или «груздень», указывая тем самым на груды замерзшей земли и снежные заносы, появлявшиеся в это время года на дорогах. Ноябрь — последний осенний месяц — представлялся нашим предкам как своеобразные ворота, ведущие в зиму, и звался «запевка зимы». Отмечая произошедшие в природе изменения, крестьяне именовали этот последний осенний месяц «снеговей» (начинались первые метели), «листопад», или «листогной» (в южных областях России наступали в ноябре настоящие холода), «мочарец» (месяц проливных дождей), «бездорожник» (от дождя и мокрого снега дороги становились непроходимыми), «сумерки года» (короткие дни и длинные ночи), «солнцеворот» и «обидчик лета». Юровым этот день назывался на севере, так как рыбаки отмечали на Никодима свой праздник, а потом отправлялись в плавание по Иртышу — ловить красную рыбу. Само же слово «юрово» означает стадо тюленей. «Воды не нива — не орешь их (пашешь), не сеешь, а сыт бываешь», — говорили рыбаки в старину. В разных областях России 13 ноября отмечалось по-своему: где-то в этот день чтили охотников, где-то рыболовы устраивали свой праздник, где-то провожали осень и встречали зиму.

Именины празднуют: Артемий, Варнава, Василий, Герман, Демьян, Кузьма, Никодим, Николай, Роман, Спиридон, Степан, Трофим, Федор.