Традиции, обычаи, приметы и советы на каждый день

12 декабря
Рождественский (Филиппов ) пост. Мученика Парамона и с ним 370 мучеников. Мученика Филумена. Преподобного Акакия Синайского.
Народное название: Парамонов день.

Приметы и обычаи: крестьяне считали, что в этот день Парамон, одетый в медвежью шубу, стучит с утра по крышам — велит бабам вставать, печь топить и обед готовить. А за печью, согласно поверьям, живет добрый, хозяйственный духвоструха — дальний родственник домового. Свое имя он получил за то, что остро (внимательно) следит за всем, что происходит в доме. Верили, что там, где живет этот домашний дух, никогда и ничего не пропадет, ведь от вострухи ни один вор не скроется.

А где не жил воструха, там жили запечник или запечница — озорные духи, любящие посмеяться над человеком. Все мелкие неприятности (разбитая посуда, потерявшаяся вещь) считались проделками запечников.

Помогали крестьянам в доме и божки-вяшки. Согласно поверьям, они были очень маленькие: самый большой вяшка величиной с воробья, а остальные чуть ли не меньше мухи. Они работали ночью: поправляли солому на крыше, плотнее конопатили стены, летом присматривали за каждой травинкой в огороде. Поэтому, если ночью слышался шорох или треск, крестьяне знали: это трудятся маленькие неутомимые духи.

Но пока хозяйки домашними делами занимались, незамужние девушки выходили с самого утра на улицу, чтобы разрумянить щеки и нос. Верили, что ту, у которой будет самый яркий румянец, вскоре просватает хороший парень. Румяные щеки на Руси издревле считались признаком здоровья, поэтому раскрасневшиеся от мороза девушки старались в этот день попасться на глаза не только потенциальному жениху, но и его родителям. Они должны были оценить не только красоту, но и здоровье будущей снохи.

Именины празднуют: Даниил (Данила), Денис, Иван, Ольга, Федор.

13 декабря
Рождественский (Филиппов) пост. Апостола Андрея Первозванного.Народное название: Андрей осенний, день Андрея Первозванного, гадальный, шумная вода.

Апостол Андрей ранее других последовал за Господом, за что и получил прозвище Первозванный. Он прошел с Христом весь Его земной путь, а после Воскресения апостол Андрей наравне с другими апостолами удостоился встречи с Ним. Присутствовал Андрей и во время Вознесения на Елеонской горе. После сошествия Святого Духа апостолы бросили жребий, решая, кто и в какую страну отправится проповедовать христианство. Святому Андрею достались страны, лежащие на Черноморском побережье, северная часть Балканского полуострова. Согласно преданиям, апостол благословил то место, на котором позднее был построен Киев.

Приметы и обычаи: имя Андрей в переводе с древнегреческого означает «мужественный» или «муж». Поэтому апостол Андрей на Руси почитался как покровитель брака и олицетворение мужского начала. С древности существовал обычай гадать 13 декабря на женихов. Прежде всего старались вызвать вещий сон, в котором девушка должна была увидеть своего суженого: ставили под кровать миску с водой, под подушку клали немного кутьи, зеркало, нож, мужскую шапку или щепку, вырванную из забора понравившегося парня. Чтобы увидеть своего суженного, девушки сеяли семена льна в горшочек с землей, а потом читали над ним «Отче наш»: девять раз стоя, девять раз, опустившись на колени, и девять раз сидя. После этого читали специальный заговор: «Святый Андрею, я на тебя лен сею, дай же мне знать, за кем я буду тот лен рвать». Такой горшочек ставили под кровать. С утра выбегали во двор и обхватывали колья забора: удавалось обхватить четное число — скоро позовут замуж. Также гадали и на дровах. Закрыв глаза, подхватывали охапку дров и, вернувшись домой, пересчитывали. Четное число дров сулило скорое замужество. Днем выходили на крыльцо и загадывали: кого из деревенских парней первым увидят, за того и замуж выходить.

Загадывая о замужестве, срезали в саду ветки фруктовых деревьев, которые дома ставили в воду. Если такая ветка распускалась к Рождеству, то девушку скоро должны были посватать (как раз 7 января начинался зимний свадебный цикл).

Чтобы гадания были правдивыми а судьба жестоко не посмеялась подсунув кого-нибудь неугодного, девушки накануне (12 декабря) держали строгий пост и много молились.

Гадали в этот день не только юные крестьянки но и семейные люди. Например, шли на реку и, прорубив прорубь, слушали воду. Если вода шумит, будет ненастная зима и метели замучают, если она спокойная, то и зима будет тихой.

Именины празднуют: Андрей, Аркадий, Феофил.

14 декабря
Рождественский (Филиппов) пост. Пророка Наума.
Народное название: Наумов день, Наум-грамотник.

Приметы и обычаи: в этот день на Руси было принято отдавать в учение отроков, которых родители решили «наумить», т. е. учить грамоте. Скорее всего, обучение начинали именно в декабре потому, что это было самое свободное для крестьян время.

Прежде всего, отец семейства договаривался с приходским дьяком или каким — нибудь другим священником (в те времена в основном священнослужители исполняли роль учителей). На Наума вся семья отправлялась в церковь, где после обедни служился специальный молебен, а потом члены семьи испрашивали благословение. После этого, в заранее оговоренное время, в дом приходил учитель.

Ему кланялись, хвалили, а потом сажали в передний угол. Отец приводил за руку своего сына и передавал его дьяку, прося научить уму-разуму, а за лень угощать побоями. Тогда же рядом с дьяком отец клал плетку. Не случайно появилась по- говорка: «В Наумов день «аз буки» — бери указку в руки, «фита, ижица» — плетка ближится». Мать, согласно обычаю, должна была стоять в дверях и плакать.

После этого ученик должен был три раза низко поклониться учителю, а тот осторожно ударял подростка три раза плеткой. Потом ученик, его мать и учитель садились за стол. При этом подростку в руки давалась указка, которой он должен был водить по строчкам в книге. Дьяк начинал урок, а мать плакала еще сильнее, умоляя учителя «не замучить сына наукой». Как правило, урок заканчивался на первой букве — аз. Потом дьяка благодарили за труд, угощали и одаривали подарками: отец дарил новое платъе или хлеб, мать вытканное и украшенное собственноручно полотенце. Провожали учителя до самых ворот, каждую секунду норовя еще чем-нибудь угостить. Уже в воротах учитель говорил, что теперь подросток должен сам ходить к нему.

На следующий день отрока снаряжали в дорогу: давали ему букварь и указку, мать заворачивала ему сытный и обильный завтрак и давала новый подарок учителю, состоящий, как правило, из домашней птицы. Короче говоря обучение сыновей было делом недешевым, и позволяли это себе только зажиточные крестьяне.

Именины празднуют: Антоний (Антон), Дмитрий.

15 декабря
Рождественский (Филиппов) пост. Пророка Аввакума
Народное название: Аввакум, Абакум.

Приметы и обычаи: это был ничем не примечательный зимний день, когда крестьяне продолжали заниматься своими повседневными делами.

В старые времена декабрь называли «студень», «хмурень»‚ «стужайло». Были и еще названия: «просины, «просинец». Связаны они были с названием синеватого цвета, который в народе именовался просинь. Такого цвета, согласно представлениям крестьян, были снежные сугробы и лед: не чисто белые, а отдающие в легкую синеву.

Декабрь считался воротами зимы, когда люди начинали готовиться к Святкам.

А пока этот праздник не наступил, девушки снова устраивали посиделки. Только вот они были намного строже осенних. Песен пели мало, плясок не устраивали, парней не приглашали. Нарушители жестоко осуждались старшими, ведь во время таких посиделок девушки должны были не веселиться, а как можно больше на- прясть к предстоящим праздникам.

Развлекались в декабре обычно днем, когда катались на санях с гор или строили снежные крепости. Причем катание с гор было делом непростым. Можно было, конечно, и просто так скатиться, но ведь при таком катании ни один тулуп долго не продержится. Поэтому в русских деревнях катались на ледянках: сбивали две доски, обливали их водой и выставляли вечером на мороз. Такие санки были не в пример крепче обычной доски. Некоторые катались в большом деревянном корыте (в него могли сесть сразу несколько человек). Существовал обычай: девушка приглашала в свое корыто понравившегося парня, и они вместе скатывались с горы. Потом парень должен был подниматься на гору, неся на руках одновременно и девушку, и корыто.

Именины празднуют: Аввакум, Андрей. Афанасий, Иван, Кирилл, Панас, Соломон, Степан, Феофил.

16 декабря
Рождественский (Филиппов) пост, Пророка Софонию, Преподобного Савву Сторожевского (Звенигородского).
Народное название: Иван Молчальник, Безмолвник.

Савва был одним из первых учеников и сподвижников святого Сергия Радонеж- ского. Преподобного Иоанна Молчальника, бывшего епископа Колонийского

Согласно церковному преданию, епископ Иоанн, уставший от внутрицерковных споров, уехал в Иерусалим, где удалился в пустыню. Он не раз мог погибнуть от рук кровожадных сарацин, но Господь послал ему в стражники огромного свирепого льва, при виде которого бежали даже самые храбрые воины.

Приметы и обычаи: это был еще один ничем не примечательный зимний день, когда крестьяне, переделав все дела, отправлялись спать пораньше, чтобы не сидеть в темноте. Зимние ночи — долгие. А ведь на Руси издревле ночь считалась нехорошим временем, когда по земле свободно разгуливает нечистая сила. Ложась рано спать, крестьяне не только лучины экономили, но и с нечистью встречаться не хотели.

Именины празднуют: Аделаида. Алиса, Ангел, Варисий, Гавриил (Гав- рила). Иван, Савватий (Савва), Серафим. Федор.

17 декабря
Рождественский (Филиппов) пост Великомученицу Варвару и мученицу Иулианию.
Народное название: Варварин день, Варвара зимняя, заваруха, Варварины морозы.

На Руси святую Варвару почитали как хранительницу от внезапной смерти. Преподобного Иоанна Дамаскина, Святителя Геннадия, архиепископа Новгородского.

Приметы и обычаи: крестьяне так говорили о Варварином дне: «Варвара мосты мостит. На Варвару зима дорогу заваривает» т. е. в это время уже окончательно замерзают дороги и устанавливается санный путь. Отсюда пошло и одно из названий этого дня — заваруха.

Существовала и такая поговорка: «Варвара кусок от ночи урвала, а ко дню притачала. Сложно сказать, о чем было связано подобное утверждение, ведь до зимнего солнцеворота оставалось больше недели. Возможно, из-за морозных солнечных дней и блестящих белых сугробах крестьянам казалось, что на улице становится светлее.

Но даже после зимнего солнцеворота (25 декабря) ночь еще долго будет длиннее дня. Поэтому крестьянскую избу надо было как-то освещать. С древности для этого использовали лучину — длинную щепку, укреплявшуюся в свете (простая подставка с железными загнутыми кверху рожками). Лучины горели быстро, поэтому нужно было все время за ними следить и менять на новые. В южных областях России для освещения использовали каганец — масляную лампу. Как правило, это был глиняный черепок, куда напивался бараний жир. Такая «лампа» горела намного дольше простой лучины. Лучины на юге заменяли бастальником или, как его еще называли, царской свечой. Бастальник — это трава, которую в народе называли «кулина». Чтобы царская свеча хорошо горела, ее предварительно вымачивали и высушивали. Кстати, бастальник был намного лучше лучины: светил ровнее, не дымил и не трещал. Позже зажиточные люди стали пользоваться сальными свечами. Такие свечи крестьяне отливали собственноручно и даже подумать не могли о том, чтобы жечь их каждый день. Сальные свечи приберегали к праздникам или к приходу гостей.

А вот свечи из пчелиного воска были очень дорогими: не каждый дворянин мог позволить себе такую роскошь.

Именины празднуют: Варвара, Геннадий, Иван, Серафим.

18 декабря
Рождественский (Филиппов) пост. Преподобного Савву Освященного, Святителя Гурия,  архиепископа Казанского.
Народное название:  Савва Освященный, Саввов день, Савва зимний день, Савва с гвоздем.

Приметы и обычаи: праздник святого Саввы считался очень важным на Руси. По традиции в этот день запрещалось работать.

Может сложиться впечатление, что на Руси было слишком много дней, когда крестьяне не работали, а что-то праздновали. На самом деле дело обстоит не так. Крестьянский труд был очень тяжелым, и чтобы просто прокормить семью, при— ходилось работать от зари до зари. Причем работали не каждый на себя. а всей крестьянской общиной: посев и жатва, вывоз навоза на поля, молотьба, рубка капусты, строительство и т. д Естественно, что такой крестьянский труд требовал чёткой отлаженной системы, поэтому к лентяям в крестьянской общине относи- лись с презрением, если не с ненавистью. Кому же охота работать за другого, да еще так тяжело. Отсюда и пошла поговорка: «Поленишься и хлеба лишишься»: сам ничего не сделаешь, а соседи потом уже не займут.

В любой русской деревне существовала каста неприкасаемых людей, вследствие собственной лени или пьянства, отвергнутых общиной. Именно о таких людях появилось много презрительных поговорок. «Что лентяй делает? — Пошел черных кобелей набело перемывать», «На собаках сено носит», «на печи по дрова поехал», «В лапоть звонит. и т д.

А вот к нищим отношение было принципиально иным. Связано это было с тем, что нищий, в отличие от деревенского лентяя, был вне общины: он не имел ни дома, ни семьи, ни с кем не был связан. В отличие от лентяя, нищий считался Божьим человеком, обделенным долей (судьбой). Верили, что за это Бог наделяет его особой милостью и покровительством, как бы компенсируя все лишения.

Правда, старались с нищими не встречаться лишний раз, чтобы не перетянуть на себя несчастья. Например, существовало поверье: если молодожены по дороге из церкви встретят нищего, то их жизнь не заладится, а в доме не будут водиться деньги.

Именины празднуют: Захар, Савва.