Традиции, обычаи, приметы и советы на каждый день

Городская газета в Ярцево

28 ноября
Рождественский (Филиппов пост). Мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива.
Народное название: Гурий, Гурьян, Гурьев день, зубной целитель.

Согласно народным поверьям, Гурьян дальше зиму продолжает, сменяя Матрену (22 ноября) и Ераста (23 ноября). Ехал Гурьян на гнедой лошади в лес, возил дрова, проверял засеки (места в лесу, где шла рубка), сено в стогах и т.д. Лошадь у святого была гнедой потому, что на Руси зима никогда сразу не устанавливалась: то снег шел, то наступала оттепель и на дорогах появлялась грязь. Отсюда и гнедой (грязный) цвет лошади. Гурьян в народе почитался как трудолюбивый святой, поэтому и рожденные в этот день считались рачительными хозяевами, которые никогда не сидели без дела. Человека, родившегося в этот день, было принято одаривать овсом или возом сена. На Урале и в Сибири начинали в это время лепить пельмени. «Тестяные ухи» пришли на Русский Север еще в древности, когда кочевые племена возили с собой мясо, завернутое в тесто (так мясо лучше сохранялось во время длинных переходов). К тому же такую еду было легко брать с собой на охоту: достаточно лишь вскипятить воду, и сытное и вкусное кушанье готово. С течением времени пельмени на Севере и Урале приобрели такую популярность, что стали обрядовым блюдом. Не случайно исконный сибирский рецепт требовал для начинки три вида мяса: говядину, баранину и свинину. Это было своеобразным жертвоприношением, когда крестьянин соединял вместе мясо тех животных, которое употреблял в пищу постоянно. Пельмени на Руси было принято готовить всей семьей. И не беда, что начинали их делать во время Рождественского поста. Готовые пельмени складывали в холщовые мешки и клали в погреб на лед. Так они могли пролежать очень долго.

Именины празднуют: Дмитрий, Варвара, Гурий, Маркелл, Филипп.

29 ноября
Рождественский (Филиппов пост).
Апостола и евангелиста Матфея.
Народное название: Матвеев день, Матвей – зима отпотей.

В народе уже с древности приметили, что в этот день иногда случаются оттепели – зима потеет. Но на тепло особенно не рассчитывали и доставали в этот день медвежьи тулупы, потому что чем сильнее оттепель, тем сильнее будут холода. Начинали дуть буйные зимние ветра. Крестьяне представляли ветер в образе могущественного старика, наделенного страшной разрушительной силой. Поэтому ветер старались всячески задобрить: обращаясь к ветру, его называли ласковыми словами, ветер угощали и даже приносили ему жертвы. Кормили ветер хлебом, крупой, мясом, остатками праздничных блюд: бросали их навстречу ветру. Согласно поверьям, ветер обитает в труднодоступных местах: в чаще леса, на далеком острове, на вершине высокой горы. В некоторых местах верили, что ветер – это дыхание земли, поэтому и его местообитанием были пропасти, ямы и пещеры. Подходы к этим местам стерегут летучие змеи, одноглазые ведьмы или слепой старец. Самыми опасными считались ветры, разносящие на своих крыльях различные болезни, в основном лихорадки.

Именины празднуют: Симон, Ефросинья, Матвей, Сергей.

30 ноября
Рождественский (Филиппов пост). Святителя Григория Чудотворца, епископа Неокесарийского. Преподобного Никона, игумена Радонежского, ученика преподобного Сергия. Преподобного Лазаря, иконописца.
Народное название: Григорий, Лазарь, Никон, предзимье, встреча сивера.

На Руси существовал обычай в этот день «закатывать» зиму. Всей деревней выходили на улицу и катались колесом по снегу, стараясь как можно дальше откатиться от намеченной линии – порога или края горки. Такое катание символизировало окончательный переход от осени к зиме. Считалось, что чем дальше человек прокатится, тем крепче и здоровее будет зима. А если кататься с остановками, то и зима будет такой же: то мороз, то оттепель. Сивером на Руси называли север или северный ветер, который окончательно вступал в свои права в начале зимы. Недаром появилась поговорка: «Человек за порог, а его с ног сбивает сиверок». Русские крестьяне представляли зиму в образе молодой жестокой красавицы, приходившей в окружении своих подданных: пороши, поземки, мороза и ветра. Зима ехала на белой или пегой кобыле и сковывала землю своим ледяным дыханием. Белолицую, краснощекую красавицу, облаченную в белоснежную душегрейку, боится даже нечисть. Стоит лишь ей приблизиться, как все злые духи прячутся под землю. Помогает зиме божок мороза по имени Зюзя – маленький старичок с белыми волосами и длинной седой бородой. Но идет время, и вот уже красавица зима теряет свой блеск, а к февралю и вовсе превращается в злобную старуху, зябко кутающуюся в снежный саван. И ее слуги уже не кружатся в веселом танце, а вступают в яростную схватку с наступающей весной.

Именины празднуют: Геннадий, Григорий, Захар, Иван.

1 декабря
Рождественский (Филиппов пост). Мученика Платона. Мученика Романа.
Народное название: день Платона и Романа, Платон да Роман–зимоуказатели.

Обращались в этот день к святым Платону и Роману и просили их помочь в крестьянских делах, перезимовать зиму, будущей осенью собрать хороший урожай. Уже давно закончились сельскохозяйственные работы, но дел у крестьян по-прежнему было много. Зимой русские крестьяне промышляли, т.е. занимались разными промыслами, приносящими доход. Так появилась знаменитая хохлома, дымковская игрушка – фигурки из обожженной глины, расписывавшиеся темперой с добавлением сусального золота. Основными персонажами дымковской игрушки были различные животные, барыни в пышных платьях, всадники. Изображались также бытовые и сказочные сцены. А традиционными мотивами хохломской росписи были спелые красные ягоды земляники и рябины, различные цветущие ветви. Реже мастера рисовали птиц и зверей. На протяжении столетий (с XVI века) гжельские крестьяне изготовляли изразцы, черепицу, посуду. Одним из древнейших русских промыслов была резьба по дереву. Деревянные предметы сопровождали русского крестьянина на протяжении всей жизни: младенца клали в деревянную люльку, давали ему игрушку, вырезанную из дерева, на деревянной мебели сидели, ели из деревянной посуды… Из дерева даже вырезали иконы, а иногда и целые иконостасы. Основным материалом была липа: это очень мягкое дерево, которое легко гнется и полируется. В посуде из липы хорошо сохраняются икра, масло и сок.

Именины празднуют: Роман, Платон.

2 декабря
Рождественский (Филиппов пост). Пророка Авдия, апостола из 12-ти.
Народное название: Авдей-радетель.

В этот день хозяин дома должен был простучать все косяки и оконные рамы, для того чтобы нечистая сила не спряталась в доме, спасаясь от наступивших холодов. Топор, так же как и другие острые железные предметы (коса, серп, нож), считался хорошим оберегом от происков нечисти. На западе России топор было принято класть под кровать роженицы и под люльку младенца, чтобы защитить их от порчи и злых духов. На севере пастух обходил с топором в руках стадо, защищая тем самым животных от происков ведьмы и клыков хищников. Иногда топор клали под лавку, на которой лежал покойник, чтобы защитить семью от происков мертвого духа. Топор, как железный предмет, использовался в магических обрядах, призванных придать человеку или скотине силу и здоровье. Молились в этот день святому Авдею, которого просили помочь в хозяйственных делах. Считалось, что человек, рожденный в этот день, не только заботится о собственном доме, но и помогает другим в хозяйственных заботах.

Именины празднуют: Авдей, Денис, Илларион, Иосиф, Федор, Христофор.

3 декабря
Рождественский (Филиппов пост). Преподобного Григория Декаполит. Святителя Прокла, архиепископа Константинопольского.
Народное название: день Прокла и Проклы.

Обращались в этот день к святому Проклу и просили его помочь в домашней работе и наладить наконец-то санный путь. А помощь крестьянам требовалась, ведь, согласно поверьям, людей незримо окружали духи, многие из которых были враждебны человеку. Следовало опасаться банника, овинника и гуменника. Но особенно сильно боялись обдериху – еще одного банного духа. Она отличалась крайней жестокостью: с человека, зашедшего в баню в неурочное время, она сдирала кожу, а тело разрывала на части и прятала в щели. Ночью мог явиться баечник. Появлялся он после того, как члены семьи рассказывали друг другу страшные истории перед сном. Ходил баечник всегда босиком, чтобы его не обнаружили, но иногда можно было услышать его тихий плач или стон. Согласно поверьям, баечник становился над кем-то из спящих, протягивал руки и стоял так до тех пор, пока человеку не приснится все, о чем было рассказано вечером. Пугали крестьян и беспокойные духи манны (те, что мерещатся). Невидимые они бегали по избе, шумели, плакали, били посуду, громыхали в сенях. Иногда вытаскивали паклю из стен и со всей силы дули в образовавшиеся щели. Мелкие неприятности доставляли и маленькие домашние духи матохи (отсюда, кстати, пошли слова «суматоха» и «помеха»). Они толкали хозяйку под руку, отвлекали ее, чтобы сбежало молоко, запутывали нитки при шитье, подначивали детей на проказы. Мог пошалить и жировик, но проказил он не со зла, а от веселого, бесшабашного нрава. Этот толстенький дух любил жить сытно и в тепле и по ночам вылизывал немытую посуду (отсюда и пошло его прозвище). К тому же старинное слово «жира» обозначает дом, хозяйство.

Именины празднуют: Анатолий, Анна, Григорий, Иван, Иосиф, Савелий, Фекла.

4 декабря
Рождественский (Филиппов пост). Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
Народное название: Введение, Введенье.

Для народа Введение было не только крупным христианским праздником. Крестьяне считали, что Введение – это еще и праздник зимы, вступающей в свои права, потому что в это время обычно начинались ранние – введенские – морозы. Как Богородица, введенная маленькой девочкой в храм, приняла новую жизнь, так и природа изменяется с приходом зимы. Отмечали день «введения» зимы пробным выездом на санях и проводили обряд под названием «катание молодых». В первых санях ехали молодожены, приветствуя молодую красавицу зиму, а за ними уже незамужние девушки и парни, и молодые супруги. Во многих местах в этот день начинались знаменитые Введенские ярмарки.

Именины празднуют: Ада, Прокл, Ярополк.