Традиции, обычаи, приметы и советы на каждый день

Городская газета в Ярцево

21 ноября
Собор Архистратига Михаила и прочих сил бесплотных, Архангелов Гавриила, Рафаила.
Народное название: Михаил Архистратиг, Михайлов день, Михайла-грязник, нечисти свержитель, Михайловские оттепели, Михайловские грязи.

На Руси Архангел Михаил почитался, прежде всего, как небесный воин, возглавляющий Господне воинство. Верили, что Архангела боится вся нечистая сила и при его появлении прячется в самые глубокие норы и пещеры или вовсе проваливается под землю. Но не только со злыми духами, согласно народным представлениям, воевал Архангел. Он был еще и покровителем русских воинов: помогал им сражаться с иноземцами, укреплял их мужество и боевой дух. Праздник Михаила Архангела отмечался повсеместно, но особого размаха достигал на Русском Севере, где один из городов назвали в честь небесного воина — Архангельск. Праздник этот был веселым и сытным, потому что урожай уже собран, долги, накопившиеся за прошлую зиму, заплачены, основная масса товаров продана. Считалось, что человек, родившийся в этот день, наделен крепким здоровьем и всегда готов защищать слабых.

Именины празднуют: Альберт, Гавриил (Гаврила), Еремей, Марфа, Михаил, Рафаил.

22 ноября
Преподобная Матрона.
Народное название: Матренин день, Матрена зимняя, Матрена-наставница.

Считалось в народе, что 22 ноября Матрена объезжает всю Русь на санях, запряженных белой лошадью (именно в образе белой лошади русские крестьяне представляли себе зиму). А когда белая лошадь устанет, Матрена запрягает в сани пегую (начинается оттепель, снег буреет, появляются пегие проталины) — и так до самой весны. На Матрену было принято заваривать лечебные травы и коренья, которые собирались в конце лета и осенью. К этому времени они, как правило, уже хорошо высыхали. В старину знали, что «целебна трава, если собирать ее знаючи», поэтому целебные растения собирали особые, знающие люди, которых в старину называли зелейниками или травознаями. Вера в волшебную силу трав сохранилась на Руси еще с языческих времен, когда люди верили, что земля — это живое существо. Главной над всеми остальными считалась плакун-трава, которая, согласно поверьям, выросла из слез Богородицы, пролитых во время крестных мук Ее Сына. Мастера знали, как с помощью этой травы повелевать духами и отыскивать клады. А из корня этого растения, почитавшегося на Руси еще и прекрасным оберегом, делали различные амулеты и даже вырезали нательные кресты. В разных областях России плакун-травой называли разные растения: иван-чай (из него готовили целебные припарки), луговой зверобой (им лечили различные заболевания легких, в том числе и туберкулез) или дикий василек (считался прекрасным средством от желтухи и заболеваний глаз).

Именины празднуют: Александр, Антон, Ефим, Иван, Матрона, Семен, Тимофей.

23 ноября
Апостолов от 70-ти.
Народное название: Ераст — настели наст, Родион.

Не случайно в народе появилась поговорка: «Ноябрь — бездорожник, то снегом сеет, то грязь месит — ни колесу, ни полозу ходу не давая». Хоть морозы все чаще и сильнее землю сковывают, но может еще и оттепель наступить, и даже лед на реке подтаять. Считалось, что Ераст и Родион — вечные спутники зимы — окончательно в этот день замораживают землю. В это холодное и ненастное время люди старались защитить себя от всевозможных болезней. На Матрену, например, готовили целебные травы, а на Ераста и Родиона крестьяне несли в церковь святить хлеб и соль, которыми потом лечили больную скотину. Верили, что такой освященный хлеб может поднять на ноги даже умирающее животное. Само сочетание хлеба и соли считалось на Руси священным. Хлеб являлся символом богатства и благополучия, а соль выступала в качестве оберега от нечистых сил. Недаром существовала поговорка: «На соль и хлеб супостата (врага) нет.» Хлебом и солью было принято встречать не только дорогих друзей, но и угощать врагов, чтобы примириться и наладить отношения (отсюда, кстати, и пошло слово «хлебосольный» — т.е. радушный и щедрый дом, хозяин).

Именины празднуют: Анна, Георгий, Илья, Светлана, Федор, Федот, Феодотия.

24 ноября
Преподобного Федора Студита, исповедника. Великомученика Мина. Мученика Виктора и мученицу Стефаниду.
Народное название: Федор Студит, Федоровы ветры.

В народе прозвище Студит связывали с похолоданием, которое наступало в это время: «Федор Студит землю студит» или «Со дня Федора Студита стало холодно и сердито». Доставали в этот день зимнюю одежду, потому что приходит к Федору Студиту на Русь настоящая зима, а вместе с ней и мороз — могущественный дух зимы. Мороз представлялся нашим предкам в образе могучего богатыря или кузнеца, сковывающего землю и реки льдом. Мороз (трескун, студенец) в русских сказках ходит вместе с солнцем и ветром и угрожает заморозить встречного мужика (самые холодные зимние дни — солнечные или ветреные) или живет в ледяной избушке в самой чаще леса и одаривает подарками зашедших к нему путников. К морозу, от которого зависел будущий урожай, относились почтительно, старались его задобрить, просили не побить посевы.

Именины празднуют: Викентий, Виктор, Максим, Степан, Степанида, Федор.

25 ноября
Святителя Иоанна, патриарха Александрийского.
Народное название: Иоанн, Иван, Иван Милостивый, Иван снежный.

Обычно к этому дню выпадал снег, который уже должен был пролежать до самой весны. Поэтому ни старики, ни дети не выходили на Иоанна на улицу, чтобы «грязь по дорогам не месить». Этим же днем оканчивался осенний свадебный цикл. Следующий — зимний — начинался под Рождество.

Советы тем, у кого скоро свадьба:

Свадьбу нельзя играть в сенокос, в посты, в среду и пятницу.
Кто в мае под венец пойдет, тот всю жизнь будет маяться.
Прежде чем ехать к венцу, жених с невестой должны стать на колени перед родителями, которые благословляют молодых образами. Потом эти же образа жених с невестой должны взять с собой на венчание в храм.
Свечи молодым покупает мать жениха, полотенце под ноги — мать невесты. Кольца покупает сам жених. За платье и фату платит мать невесты. Туфли к венцу покупает сама невеста.
Невеста не должна покупать свадебные туфли вместе с подругами, иначе молодые быстро разведутся.
Ни в коем случае нельзя венчаться чужими кольцами или кольцами, взятыми напрокат. Лучше купите новые кольца, а не делайте их из старых украшений.
Недопустимо делать обручальное кольцо из нательных крестов, иначе век супругов будет недолог.

Именины празднуют: Афанасий, Иван, Карина, Лев, Николай.

26 ноября
Святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского.
Народное название: Иван Златоуст.

Крестьяне в этот день обращались с просьбой к матушке-зиме, как ее ласково величали, и просили ее не морозить зябь (осеннюю вспашку под яровое) и плотно укрыть землю снегом. Но не так страшен был мороз, сколько сильные оттепели, «до самой голи земной», после которых снова наступали холода и сковывали влажную землю. Согласно некоторым поверьям, зима приезжает на пегой кобыле, слезает с нее (оттепели заканчиваются) и начинает ковать «седые морозы», строит через реки и озера ледяные мосты, сыпет на землю из «правого рукава снег, а из левого — иней». Следом за зимой прибегают на Руси ее верные слуги: метели и ветра, которые бегают за людьми, потешаются над ними, дуют ледяным воздухом в лица. Олицетворением зимы был злой дух — зюзя (мороз). Он приходил босой, но в тяжелой, теплой шубе, в руках держал тяжелую булаву (деревянная или металлическая палка с шаром на конце, в старину — оружие) или посох, от удара которого раскалывались деревья и бревна в домах (от сильных морозов, особенно на севере, древесина часто идет трещинами).

Именины празднуют: Герман, Иван, Леонард, Никифор.

27 ноября
Заговенье на Рождественский (Филиппов) пост. Апостола Филиппа.
Народное название: Филиппов день, филипповки.

После Филиппова дня начинался Рождественский пост, который на Руси еще называли Карачуновским. Это название было связано с древним языческим божеством Карачуном, чей праздник в древности приходился на 7 января — православное Рождество. Карачун был злым богом, сокращающим человеческую жизнь, насылающим моровые поветрия и падеж скота. Впоследствии на Руси карачуном стали называть внезапную смерть в молодом возрасте. Жил Карачун под землей, а его слугами были медведи-шатуны и волки, которые оборачивались в бураны и метели и набрасывались на людей. На Филиппово заговенье было принято угощать домового: перед ужином хозяева выходили во двор, становились у ворот (пограничное место между «своим» миром дома и чужим, враждебным внешним миром), кланялись и приглашали домового присоединиться к людям за вечерней трапезой. Поужинав, со стола ничего не убирали, а накрывали еду и напитки скатертью и оставляли до утра. Это было угощение для домового и его семейства. Крестьяне верили, что благодарный за такое угощение домовой натащит побольше снега, который укроет посевы и не даст им замерзнуть. Первая неделя Филиппова поста называлась в старину куделица: женщины в это время по вечерам делали кудели (вычесанные и перевязанные пучки льна или пеньки для пряжи), с которыми потом садились прясть. На Урале и Сибири в конце ноября начинали лепить пельмени.

Именины празднуют: Григорий, Константин, Филипп.