Традиции, обычаи, приметы и советы на каждый день

Городская газета в Ярцево

31 октября
Апостола и евангелиста Луку (I), сподвижника апостола Павла.
Народное название: Луков день, Лука голодный.

Согласно церковному преданию, евангелист Лука был первым, кто написал икону Богоматери с Младенцем. Поэтому издревле на Руси он считался покровителем иконописцев. К нему же обращались с молитвой о помощи в написании икон.

С этого дня начиналась осенняя путина (выход в море для промысла рыбы). Поэтому в народе апостол Лука считался еще и покровителем рыбалки: к нему обращались с молитвой о хорошем улове и благополучном возвращении домой. В традиционной русской кухне много блюд из свежей рыбы. А еще ее заготавливали на зиму: солили, замораживали. Но вот детям, пока те не научатся говорить, рыбных блюд не давали. Считалось, что в противном случае ребенок будет нем как рыба. Сны о рыбе в народе толковались как предвестники дождя или слез. Если же рыба снилась женщине, то это могло быть истолковано как предзнаменование беременности. Дело в том, что на Руси верили — души покойников часто переселяются в рыб.

Именины празднуют: Гавриил (Гаврила), Давид, Иосиф (Йосип), Лука, Юлиан, Юлий.

1 ноября
Перенесение мощей преподобного Иоанна Рыльского (1238).
Народное название: Иоанн, грязнихи, конюхам отдых, конюхов день.

Конюхи в этот день не работали, а с самого раннего утра собирались вместе, пили пиво и рассказывали друг другу удивительные истории. А на лошадях, оставшихся без присмотра, 1 ноября катается дворовой — дух-покровитель двора, похожий на домового. Согласно поверьям, дворовыми стали те ангелы, которые после изгнания из рая упали у человеческого жилья. Считалось, что дворовой есть в каждом дворе. У него змеиное тело, а голова — петушиная, с большим гребнем. (Петух издревле считался на Руси покровителем хозяйства: без него не будет водиться скот, а молоко у коровы станет безвкусным). О дворовом говорили, что он «колоброд в доме», однако этого духа почитали как защитника от нечистой силы. Поэтому 1 ноября дворового старались задобрить. К конюшне несли горшок каши с медом. (каша на Руси была обрядовым блюдом и символизировала плодородие, обилие и рост). Рядом с горшком оставляли кусок ржаного хлеба на соломе. Женщинам в этот день к лошадям подходить было нельзя. К 1 ноября обычно к домам прилетали сороки, чтобы остаться рядом с человеком на всю зиму. Чтобы достойно встретить птицу, во дворах рассыпали овес.

Именины празднуют: Евсевий (Евсей), Иван, Клеопатра, Леонтий, Феликс.

2 ноября
Великомученика Артемия (362).
Народное название: Артемьев день, Артемий.

В народе святому Артемию молились, прося избавить от грыжи.

Обычно к этому дню уже начинаются настоящие холода, и волки, которым в лесу становится голодно, смелеют и выходят к человеческому жилью. Поэтому появилась примета: «Волчий вой предвещает наступление холодов». Еще во время язычества считалось, что в волка превращается сам Перун — могучий бог грозы. С принятием христианства люди стали верить, что в волков способны оборачиваться ведьмы и колдуны. Но наряду с этим волк часто помогает людям в народных сказках. Например, в сказке об Иване-царевиче и сером волке. Волк этот способен летать быстрее ветра, разговаривает человеческим голосом и необычайно мудр. Считалось, что волки боятся колокольного звона и огня, которых боятся все нечистые и враждебные человеку силы. Колокольный звон воспринимался в народе как глас Божий. Считалось, что во время колокольного звона Сам Бог пребывает с людьми. Именно поэтому ямщики вешали на упряжь колокольчики. А в деревнях зимой было принято обходить дворы, звоня в колокольчик. Верили, что после этого ни один волк не подойдет к такому дому и вся скотина останется цела. Волчья шерсть издревле считалась одним из самых могущественных атрибутов в арсенале колдуна или ведьмы. В народе говорили, что рожденные в этот день требуют особого ухода и заботы из-за недавно наступивших холодов. Поэтому в некоторых местах волчица считалась покровительницей детей, рожденных 1 ноября. В деревнях с этого дня начинали рубить капусту.

Именины празднуют: Артемий (Артем), Валерий, Герасим, Клавдия, Матрона.

3 ноября
Преподобного Иллариона Великого (371-372).
Народное название: Илларион, Илларион Великий, пороша.

С этого дня начинает мести пороша, но на улице грязь стоит, потому что выпавший снег днем еще подтаивает. Из-за этого крестьяне на какое-то время были отрезаны от остального мира: ни на санях, ни на телегах было уже не проехать. Поэтому они выходили с утра 3 ноября на улицу и начинали зиму зазывать, чтобы санный путь побыстрее установился. Если же обязательно нужно было в это время отправиться в путь, то собирались тщательно и ехали очень осторожно. Молодых вообще в дорогу старались не пускать — мало опыта. Дорога считалась опасным местом, так как представлялась своеобразной границей между миром человеческим и местом обитания духов и нечистой силы. Особенно остерегались перекрестков, развилок и обочин. На перекрестках обычно хоронили самоубийц, некрещенных детей, других «нечистых» покойников и найденные трупы. Чтобы такие мертвецы не поднимались и не начинали вредить человеку, на перекрестках ставили часовни и кресты. А в поминальные дни на перекрестках рассыпали зерно, чтобы загубленные души в образе птиц могли полакомиться. Верили, что если выбросить на дорогу волосы или ногти больного, а также тот предмет, на который была сведена хворь, то вместе с ними путники растопчут и болезнь. Поэтому поднимать что-то на дороге или перекрестке нельзя, чтобы не перетянуть чужой недуг. Дорога издревле считалась символом жизненного пути. Поэтому если кому-то переходили дорогу, то это воспринималось как попытка лишить человека здоровья, счастья и благополучия. Считалось, что на месте старой дороги нельзя строить дом. В противном случае хозяева там жить не смогут: их замучают несчастья и болезни. На дороге нельзя было спать, сидеть, громко петь или кричать, справлять естественные надобности.

От первого снега до санного пути — шесть недель.

Именины празднуют: Иван, Илларион, Сократ, Федот, Яков.

4 ноября
Празднование в честь Казанской иконы Божьей Матери (1612).
Народное название: осенняя Казанская, Казанская икона Божьей Матери.

Этот праздник был установлен в честь избавления Руси от поляков в 1612 году, когда 22 сентября ополченцы освободили Москву от захватчиков.

Казанская в народе праздновалась с размахом. Во-первых, сельскохозяйственный год уже давно закончился, а во-вторых, к этому времени хозяева рассчитывали всех батраков, каменщиков, плотников и других наемных рабочих, которые с деньгами возвращались в родные деревни. К этому празднику ждали домой и мужиков-отходников (строивших избы и клавших печи в других деревнях). Считалось, что на казанскую хорошо играть свадьбу. Особенно если в этот день идет дождь или снег.

Именины празднуют: Анна, Александр, Анфиса, Богдан, Денис, Елизавета, Иван, Ираклий, Карл, Константин, Павел, Федор.

5 ноября
Апостола Иакова, брата Господня по плоти (63). Преподобного Иакова Боровичского, новгородского чудотворца (около1540). Святителя Игнатия, патриарха Константинопольского (877-878).
Народное название: день Якова, гужники.

С этого дня мужики начинали в деревнях гужи делать (гуж — глухая петля в конной упряжи, укрепленная в хомутных клешнях; он обносился поверх оглобли, и в него вставляли нагнетом конец дуги). Изготовлялись гужи из конопли или сыромятной кожи. Кстати, тележный или санный транспорт на Руси называли гужевым. До появления первых железных дорог (первая железная дорога — Царскосельская — была открыта в 1838 году) в России гужевой транспорт использовался для пассажирских и грузовых перевозок на дальние расстояния. Для пассажирских перевозок существовала сеть почтовых станций, предоставляющих за плату лошадей для смены, экипажи и услуги ямщиков. Грузы обычно перевозились конными обозами. Наступала пора запрягать лошадей в сани, поэтому проверяли и чинили в этот день всю упряжь: гужи, дуги, оглобли, хомуты.

Именины празднуют: Игнатий (Игнат), Максим, Никифор, Яков.

6 ноября
Святого Афанасия, патриарха Константинопольского (1311).
Народное название: день Афанасия, русский светец.

Святой Афанасий, согласно церковному преданию, был наделен даром чудотворения и прожил 100 лет.

Продолжаются в ноябре девичьи посиделки, на которых девушки занимаются прядением. В старину девушки, собиравшиеся прясть, зажигали лучину. Отсюда и одно из названий этого дня — русский светец. В разных областях России зимние девичьи посиделки назывались по-своему: беседы, супрядки, поседки и т.д. Девушки собирались на посиделки каждый вечер, кроме суббот и канунов больших праздников. Собиралась молодежь в просторной избе, где хозяйкой была пожилая женщина, чаще всего вдова, которой платили «за наем» комнаты в складчину деньги. Можно было договориться с хозяйкой и дать ей в качестве платы овощей или пообещать поработать летом в поле или на огороде. За это хозяйка предоставляла девушкам комнату, накрывала на стол, ставила самовар, а те, в свою очередь, приносили с собой выпечку и семечки. На посиделки девушки приносили с собой пряжу или шитье: работу, которую матери велели им выполнить. Иногда на таких посиделках устраивали помочь — совместную работу, чтобы быстрее расправиться с делами. Когда работа подходила к концу, в заранее оговоренное время на посиделки приходили деревенские парни, после чего начиналось веселье: игры, песни и танцы. Часто на посиделках парни присматривали себе невест, к которым потом засылали сватов.

Именины празднуют: Афанасий, Степанида, Феофил.