Традиции, обычаи, приметы и советы на каждый день

Городская газета в Ярцево

24 октября
Апостола Филиппа, Преподобного Льва Оптинского (1841). Мучениц Зинаиду и Филониллу (I), родственниц апостола Петра.
Народное название: Филиппов день, Филиппова канитель, Зинаида.

Канителью на Руси называли тонкую золотую или серебряную нить для золотошвейных работ. Делать канитель долго: сначала надо протянуть, потом расплющить и скрутить. Отсюда и пошло переносное значение слова «канитель» — тянуть, мешкать. Так и октябрьские дни в деревнях тянулись. На улицу не выйти — слякоть, колеса телеги в грязи вязнут. А до настоящего снега еще долго. В лесу и полях становится пусто: звери прячутся в норы, высыхают травы, сходят последние грибы. Осень для крестьян была порой угасания, умирания природы. Считалось, что в это время Бог опечатывал землю, которая «засыпала», или «умирала», до следующей весны. Скотину уже не выгоняли на пастбища, а закрывали в теплом хлеву. Да и все полевые работы (косьба, уборка урожая) заканчивались уже к началу октября. Наступала пора домашней работы: прядение, ткачество, шитье одежды и онучей, плетение лаптей. Веселые уличные гулянья заканчивались, и начиналось время зимних посиделок. Поэтому и появилась поговорка: «Сам Филипп к печи прилип».

Поздний листопад — к суровой и продолжительной зиме.

Именины празднуют: Зинаида (Зина), Феофан, Филипп.

25 октября
Мучеников Прова и Андроника, Преподобного Косму, Маиумского, Мученицу Доменику, Преподобных Дионисия, Тарасия, Макария и Феодосия Глушицких.
Народное название: Пров, Андрон-звездочет.

Согласно поверьям, святой Андрон подметает метлой небо, очищает звезды и луну. В народе говорили: «Андрон может шестом небо достать, совком звезды почерпнуть». К нему обращались с молитвой, чтобы не закатилась звезда жизни. Издревле верили, что звезды влияют на людские судьбы и земные события. Существовало поверье, что звезд на небе ровно столько, сколько людей на земле. Рождается человек — зажигается звезда (Господь свечу зажигает), умирает — гаснет, падает на землю. Если звезда человека сильная, яркая, то он легко преодолевает все невзгоды, становится баловнем судьбы. Если же, наоборот, слабая и тусклая, то такого человека все время мучают невзгоды и болезни. Символ падающей звезды был тесно связан в народном сознании со смертью, отсюда и страх перед кометами, которые считались вестницами грядущих несчастий. А сильный звездопад, который иногда случается в августе, мог быть истолкован как предвестник гибели целого государства. Также падение звезды толковалось как знамение грядущих эпидемий, голода, войны. По звездам гадали на судьбу человека, определяли наведенную на него порчу, время начала полевых работ и т.д.

Именины празднуют: Андроник, Иван, Кузьма, Макар, Пров, Тарас, Федот.

26 октября
Мучеников Карпа, епископа Фиатрийского, Великомученицу Хрису (Злату)
Народное название: Карп, Злата, Злата-онучница.

На улице становится все холоднее и холоднее, и в лаптях на босу ногу во двор уже не выйти. В народе Злата почиталась как искусная швея, которая помогает шить онучи (обертки на ноги под сапоги или лапти, похожие на портянки). Считалось, что именно к Злате надо обратиться с молитвой, чтобы правильно выкроить онучи и долго их потом носить. В эти дни заядлые охотники ждут не дождутся конца октября, чтобы выехать на охоту.

Именины празднуют: Альфред, Вениамин, Злата, Карп, Никита, Трофим.

27 октября
Преподобную Параскеву Сербскую
Народное название: Параскева-пятница, грязниха, порошиха, льняница, пряха.

Отмечался в этот день праздник льня, прях и ткачих, потому что святая Параскева была их покровительницей. Женщины 27 октября надевали свои лучшие льняные платья и выходили на улицу, чтобы похвастаться своим мастерством. А вечером пекли пироги: с капустой, рыбой, ягодами или медом. Сама же святая Параскева считалась повседневной спутницей женщин. Она почиталась на Руси и являлась в первую очередь покровительницей брака и родов. Также Параскева считалась покровительницей пятницы, поэтому всем обычаям, которые в народе соблюдались в пятницу, следовали и в день святой Параскевы. Пятница всегда была днем поста и воздержания от женских работ: ткачества, прядения, шитья, стирки, уборки и т.д. А еще пятница считалась опасным днем. Верили, что ребенок, которого купали в пятницу, обязательно заболеет сухотой (болезненная худоба, которая является симптомом целого ряда опасных заболеваний). В пятницу не начинали важных дел, иначе удачи не будет. Запрещалось в пятницу смеяться и петь, иначе в воскресенье этот человек будет горько плакать. Считалось, что Параскева жестоко наказывает тех, кто нарушает запрет на работу в пятницу.

Именины празднуют: Игнатий (Игнат), Назар, Никола, Николай, Прасковья, Протасий.

28 октября
Преподобного Евфимия Нового, Солунского (889). Преподобномученика Лукиана, пресвитера Антиохийского (312).
Народное название: Ефим благочестивый, пчельник, Ефим осенний, льняницы.

После праздника святой Параскевы начинали трепать лен, а девушки принимались за пряжу. По поверьям, с этого же дня ночью в дома пробирается кикимора и начинает прясть оставленную пряжу или ткать, вплетая туда свое злое колдовство. Кикимора может испортить пряжу, порвать кудель (вычесанную и скрученную пряжу), спутать шерсть. Избавиться от нее можно было, осенив злого духа крестным знамением и обратившись с молитвой к святому Евфимию. Однако кикимора могла и помочь хозяйке, закончив за нее работу. Иногда кикимору считали женой домового, и тогда она помогала женщинам по хозяйству: пекла хлеб, присматривала за детьми. Кикимора представлялась как крошечная, сухонькая, кривая старушка. Она уродлива и смешна. Одета в грязные лохмотья. Кикиморами становились умершие или похищенные нечистой силой дети и дочери, загубленные своими матерями. Верили, что если поймать кикимору и выстричь у нее на голове крест, то она снова станет человеком. Вот только один из недостатков у нее обязательно останется: уродливая внешность, слабоумие и т.д.

Именины празднуют: Денис, Ефим, Иван, Лукьян, Петр.

29 октября
Мученика Лонгина, сотника, иже при Кресте господни (I).
Народное название: Лонгин-сотник, Лонгин-вратник.

В народе святой Лонгин почитался как святой, способный исцелять глазные болезни.

Образ воина Лонгина, стоявшего на страже у Креста и Гроба Господня, в народном сознании связывается с образом сторожа, охраняющего дом от нечистой силы. Согласно поверьям, святой Лонгин стоит у ворот и не пускает нечисть во двор. Сами же ворота считались в народе своеобразной границей между своим миром, миром дома, и остальным, чужим, миром. Поэтому ворота считались одним из самых опасных мест в доме, где человека могут подкараулить злые духи. Поэтому над воротами вывешивались образа, в качестве оберега прикрепляли к ним сретенскую или венчальную свечу. Также хорошим оберегом считались зубья бороны и коса, которые вывешиваются над воротами (все острые металлические предметы считались хорошими оберегами). Чтобы отпугнуть от дома ведьм, в щели ворот втыкали колючие растения: боярышник, терновник, шиповник, крыжовник, ежевику, можжевельник, репейник, реже — ветки хвойных деревьев. Связано это было с тем, что колючие растения казались крестьянам похожими на острия металлических предметов, таких как игла, коса, борона и т.д. 29 октября было принято выносить на улицу зимние вещи, чтобы те впитали хоолод.

Если лист хоть и пожелтел, но опадает слабо — морозы наступят не скоро.

Именины празднуют: Виола, Дементий, Евпраксия, Ефросиния (Ефросинья), Леонтий, Лонгин (Логвин), Терентий.

30 октября
Пророка Осию (820 до Р.Х). Преподобномученика Андрея Критского (767).
Народное название: день Осии.

Пророк Осия прославился тем, что предсказал гибель царств Израильского (в 586 до н.э. вавилонский царь Навуходоносор II разрушил Иерусалим).

Этот день в народе считался рубежом осени и зимы. Именно 30 октября крестьяне убирали в сарай телеги и доставали сани. Отсюда и пошла поговорка: «Пришел Осий — снимай колеса с осей». Но, как правило, в это время крестьяне далеко не ездили. Дело в том, что на телегах проехать было уже нельзя из-за грязи, а крепкий снежный наст еще не образовался, поэтому и санями невозможно было пользоваться. Было принято в этот день снимать с телег колеса, чистить их от налипшей грязи, смазывать дегтем и смолой и выставлять во двор. Издревле колесо считалось хорошим оберегом, так как воспринималось как символ солнца, которого боится вся нечистая сила: обод — само солнце, спицы — лучи. В некоторых областях России с помощью колеса пытались вычислить, где живет ведьма. Например, на день апостолов Петра и Павла (12 июля) катали колесо по селу и смотрели, у чьего дома оно развалится — там и живет ведьма. В этом случае обычное тележное колесо могли заменить колеса, сплетенные из веников, молодой зелени и т.д. В качестве оберега от происков нечистой силы наши предки поджигали деревянные колеса и скатывали их с холмов, за околицей села. На Масленицу, Ивана Купалу, в день апостолов Петра и Павла во многих областях России существовал обычай устанавливать посреди села колесо, надетое на высокий шест, вокруг которого и разворачивалось праздничное действо. Вокруг этого шеста с колесом устраивались игры, гулянья, хороводы и т.д. Этот обычай сохранился на Руси еще с языческих времен, когда многие празднества устраивались вокруг священных деревьев. С принятием христианства капища (святилища) были разрушены и священные рощи постепенно забылись, но отголоски древних верований, несмотря на запреты церкви, сохранились в народном сознании.

Именины празднуют: Андрей, Антоний (Антон), Демьян, Кузьма, Лазарь, Леонтий.