Традиции, обычаи, приметы и советы на каждый день

Городская газета в Ярцево

16 октября
Священномученика Дионисия Ареопагита, епископа Афинского.
Народное название: день Дионисия, Денис, осенние лихорадки.

К святому Дионисию было принято обращаться с просьбой избавиться от лихорадки.

Считалось, что с этого дня лихорадки-лихоманки оставляют свой дом на болоте и начинают бродить по белому свету, мучая людей. Согласно народным поверьям, лихорадка может ходить по земле как в сопровождении сестер, так и в одиночку. Образ ее неоднозначен. Где-то она представлялась как простоволосая молодая женщина, одетая в белое платье без пояса. Где-то — безобразной косматой старухой, которая стучит своей клюкой в окна. Тот же, кто открывает окно, немедленно заболевает. Весенняя лихорадка представлялась в образе белого мотылька или бабочки. Лихорадки могут забраться под платье, прикинуться соринкой и попасть в глаз, перекинуться на спящего под тыном (сплошной забор вокруг дома) или через веретено. Интересно, что в заговорах лихорадку почти никогда не ругают, а называют почтительно и даже ласково: добруха, сестрица, тетка, гостьюшка, гостья. Подобное обращение было связано со страхом «рассердить» и тем самым накликать болезнь. Лихорадки считались дочерями царя Ирода, которые были прокляты Богом. По одной из версий, сам Сатана посылает их мучить грешников (особенно уязвимым считался человек, который не ходил в церковь, не слушался родителей и много грешил или часто ругался). Хорошим средством от лихорадки была осиновая кора, которую следовало носить с собой. Если болела голова, то в изголовье кровати клали осиновое полено. Осина считалась прекрасным оберегом.

Низкие темные облака предвещают холод, а возможно, и снегопад.
Галки собираются стаями и кричат — будет ясная погода.
Воробьи перелетают стайками с места на место — перед ненастьем.
Именины празднуют: Денис, Иван, Павел, Петр, Феодосия, Ядвига.

17 октября
Священномученика Иерофея, епископа Афонского (I). Благоверного князя Владимира Ярославича Новгородского, чудотворца (1052), который построил Софийский собор в Новгороде.
Народное название: Ерофеев день, Ерофей-лешегон.

Согласно народным поверьям, 17 октября — последний день, когда лешие по земле ходят. Уже к вечеру провалятся они под землю подгоняемые святым Ерофеем, где и проспят до следующей весны. Поэтому свой последний день на земле «отмечают» они диким разгулом: ломают деревья, завязывают в узлы траву, вспучивают болота, дерутся, гоняют по лесу зверей, свистят и хлопают в ладоши так, что слышно в соседних деревнях. Когда же приходит время и лешие проваливаются под землю, то они тянут за собой зверей и птиц, травы и ягоды, грибы и орехи — пусто становится в лесу. Если же попадется лешему человек, то и его он вмиг утащит под землю. Поэтому в лес старались 17 октября не заходить. Согласно народным поверьям, леший — главный в лесу, лесной хозяин. Лешими становятся «нечистые» покойники (проклятые родителями, самоубийцы, дети, умершие до крещения). Существует легенда, что лешими стали ангелы, сброшенные с небес и упавшие в леса. Леший представляется в образе старика, одетого в обычную крестьянскую одежду. Одежда у лешего белого, зеленого или черного цвета. Леший может превратиться в любого зверя, птицу, растение или гриб. Чаще всего лешие поселяются в еловых лесах, устраивая свои дома под кронами вековых деревьев. Открытым местам лешие предпочитают дремучие чащи. Лешие считались враждебными человеку духами. Специально они не убивали, но могли завести в болото или глухую чащу. Поэтому если кто-то начинал плутать в лесу, то тут же переодевал кафтан наизнанку и менял местами левый лапоть с правым, чтобы заморочить лесного хозяина.

Именины празднуют: Анисим, Вероника, Владимир, Ерофей, Павел, Петр, Степан.

18 октября
Мученицу Харитину, при императоре Диоклетиане пострадавшую (304). Священномученика Дионисия, епископа Александрийского (264-265). Преподобного Григория Хандзойского.
Народное название: Григорьев день, первые холстины, Харитинин день.

С этого дня в деревнях устраивались вечерние засидки, на которых девушки не только болтали и развлекались, но еще и пряли. Обычно матери давали указание, сколько пряжи надо было принести с собой после таких вечерок. Парни на такие посиделки тоже приходили, но позднее, когда работа уже почти закончена. Такие засидки продолжались обычно до Масленицы и не устраивались лишь на Рождество. Само прядение в народной культуре считалось одним из основных женских занятий, а нить, получавшаяся во время прядения, символизировала нить человеческой жизни. Вьется, вьется, а потом вдруг обрывается. Сама же прялка являлась женским символом и представлялась хорошим оберегом. Прялка сопровождала женщину с самого рождения. На ней перерезали пуповину, через прялку передавали новорожденого ребёнка крестной матери. Жених дарил невесте прялку, украшенную своими руками.

Если снег не упадет — зима не скоро настанет.
На березах и дубах листья остаются — к суровой зиме.

Именины празднуют: Алексей, Демьян, Денис, Евдоким, Кузьма, Матвей, Петр, Филипп, Харитина.

19 октября
Апостола из 12-ти Фому (I).
Народное название: Фомин день, Фома, хлебник.

Апостолу Фоме принято молиться, если в душу закралось сомнение в вере.

Октябрь в русских деревнях был одним из самых сытных месяцев в году. К этому месяцу заканчивались все основные работы в поле, собирался урожай, корм для скотины был уже заготовлен. Отсюда и пошли присказки: «Фома — большая сума», «Фома — большие корма» и «Хлебник ломит закрома — все бери задарма». Поэтому 19 октября полагалось сусеки уже очищенным зерном заполнять. Сусеком в деревнях называли отгороженное специально для хранения зерна место в амбаре. Зерном занимался сам хозяин дома со своим старшим, еще не женатым сыном. После этого отец выделял ему часть закрома, откуда взрослый сын мог самостоятельно брать зерно. Но перед работой необходимо было обратиться с молитвой к апостолу Фоме. Считалось, что он поможет сохранить зерно и правильно его распределить на всю долгую зиму. 19 октября хозяйки впервые обучали дочерей, которым уже исполнилось семь лет, ткацкому мастерству. В этот день меняли замки, в лавках ставили новые иконы и лампады.

Ранний осенний прилет северных птиц — признак ранних холодов.
Обыкновенно после ветреной, теплой и влажной осени следует затяжная зима.
Именины празднуют: Клавдия, Гликерия, Лаура, Макар, Никанор, Хома.

20 октября
Мучеников Сергия и Вакха (290-303). Преподобного Сергия Нуромского (Вологодского) (1412).
Народное название: Сергий-начальник, Сергий, Сергий зимний, Святоборы.

Преподобный Сергий был учеником Сергия Радонежского. Какое-то время он жил в обители своего наставника, но потом удалился в глухие леса, на берег реки Нурмы.

Обычно к этому времени уже начинается зима и выпадает первый снег. Конечно, днем он еще тает, но ночью бывают уже настоящие морозы. Поэтому 20 октября называлось в народе начальником, то есть днем начала зимы. А вот имя Святобор сохранилось еще со времен язычества и связано с божеством лесов Бором. Этот бог считался повелителем лесов и покровителем зверей и охоты. Лешие прислуживали Бору. Они отвечали каждый за свой лес, в то время как Бор «заведовал» всеми лесами. Считалось, что Бор ростом выше самой высокой сосны, а в плечах шире векового дуба, волосы его длиннее березовых кос, а борода — гуще мха. Одет он был в зеленый плащ из хвои и зеленую шапку. Бор мог наблюдать за своими владениями не только днем, но и ночью. Поэтому верили, что с наступлением темноты в лесах не светлячки блестят, а вспыхивают глаза могучего бога. С течением времени образ Бора смешался с образом Сергия Нурского, которого в народе стали именовать Святобором.

Если выпадет снег, а деревья еще не сбросили листву, он скоро растает.

Именины празднуют: Аделина, Алина, Евсевий (Евсей), Капитолина, Леонтий, Марк, Мартин, Пелагея, Сергей, Юлиан.

21 октября
Преподобную Пелагею (457). Преподобную Таисию (IV). Преподобного Трифона, архимандрита Вятского, чудотворца.
Народное название: Пелагея, Трифон и Пелагея, зябушка, ознобуха, ознобицы, Таисия, починки.

Было принято в деревнях с этого дня рубить починок (закладывали в лесу новые пашни). Для этого определяли новое место для огнища и начинали рубить лес. Дело в том, что в древности на севере и востоке Руси почти всегда пашни устраивались на таких вот росчищах (починках). Делалось это потому, что, во-первых, тогда почти всю территорию Руси занимали густые леса, а во-вторых, потому, что зола являлась прекрасным удобрением. А срубив лес, «починали» возить дрова и лесины (целые стволы деревьев) для строительства новых домов в деревне. Нельзя было рубить старые деревья, которые жалобно скрипели на ветру. Считалось, что в них мучается человеческая душа, и если срубить такое дерево, то душа и вовсе останется без защиты. Считалось, что старые деревья должны доживать свой век спокойно. Починками назывался этот день еще и потому, что в первый раз надевали зимнюю одежду: шубу, валенки и рукавицы. Отсюда и пошла присказка: «Трифон шубу чинит, Пелагея барановые рукавицы шьет».

Именины празднуют: Таисия, Дорофей, Пелагея, Трифон, Урсула.

22 октября
Апостола из 12-ти Иакова Алфеева. Праведного Авраама, праотца, и племянника его Лота (2000 до Р.Х.).
Народное название: Яков студеный, дровопилец.

22 октября уже повсеместно начинали пилить лес и заготавливать дрова для строительства. Темнеет в конце октября рано, поэтому старались крестьяне работу закончить до захода солнца — боялись с боровиком встретиться. Боровик был духом бора и рощи. Он представлялся в образе огромного медведя без хвоста и был весьма агрессивен. Конечно, в основном он питался животными, но мог напасть и на человека. Боровику подчинялись боровички — маленькие человечки, которые считались хозяевами грибов (груздей, рыжиков). Они жили под грибными шляпками и ими же питались.

С Якова зима начинается.
Если на Якова выпадает первый снег, то до зимы еще сорок дней.

Именины празднуют: Афанасий, Максим, Петр, Яков.