Традиции, обычаи, приметы и советы на каждый день

Городская газета в Ярцево

18 сентября
Пророка Захарию и праведную Елисавету,
родителей святого Иоанна Предтечи (I).

Народное название: Захарий, Захар, кумоха осенняя.

Согласно поверьям, в этот день выходила из лесу кумоха (лихорадка) и нападала на деревенских женщин. Злой дух оборачивался в старушку-странницу, которая просила подать на хлеб и пустить ее переночевать. Но переступив порог, кумоха приносила в дом различные болезни. Не зря она считалась сестрой двенадцати лихорадок: аввареуши, глазеи, глухеи, желтеи, каркуши, ледеи, немеи, огнеи, отпеи, пухлеи, трясеи, храпуши. Всем лихорадкам, так же как и кумохе, приписывались человеческие черты: они представлялись как уродливые простоволосые женщины. Вообще на Руси распущенные волосы считались характерным признаком женской нечистой силы. Да и число двенадцать тоже было не случайным. Вера в 12 злых сестер-трясовиц уходит корнями в библейские тексты и связана с дочерями Ирода — Иродиадами. Чтобы избавиться от кумохи, полагалось 18 сентября убрать дом, затопить баню и попариться березовым веником, ведь береза способна исцелить многие болезни.

Именины празднуют: Раиса, Авдей, Глеб, Давид, Денис, Елизавета, Захар, Ираида, Максим, Федор.

19 сентября
Воспоминание чуда архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах) (IV).
Народное название: Михайлов день, Михайловские заморозки.

Во Фригии (территория современной Турции), в местности, называемой Хонех, находился храм архистратига Михаила. Рядом с храмом бил целебный источник. К нему с надеждой на выздоровление приходили не только христиане, но и язычники. В этом храме на протяжении 60 лет служил некто Архипп. Он обратил в христианство многих людей, приходивших к источнику. Языческие жрецы возненавидели служителя и решили уничтожить храм. Для этого они прорыли каналы и направили по ним русла двух рек, которые грозили разрушить храм. Святой Архипп стал молиться архистратигу Михаилу о предотвращении трагедии. Тут же перед храмом явился архистратиг и ударил своим жезлом по горе, на которой стояла обитель. В камнях образовалась широкая расщелина, куда и ушла вся вода.

Не зря 17 и 18 сентября в деревнях избавлялись от кумохи и лихорадок, ведь с 19 сентября начинаются утренние заморозки. Следовательно, не за горами то гнилое время, когда к человеку начнут всякие недуги цепляться. Но заморозки в этот день считались добрым предзнаменованием, потому что архистратиг Михаил со своим воинством спускался с неба и вымораживал нечистую силу, пришедшую вслед за кумохой. Верили, что Архангела Михаила боятся не только злые духи и ведьмы, но и нечестивые люди, ведь от архистратига невозможно скрыть ни один грех. Устраивали в этот день первую братчину, начинавшуюся с всеобщего собрания-примирения. На нём старались полюбовно решить семейные и общественные дела. Покончив с делами, шли в церковь, где ставили мирскую (общую) свечу, а потом садились за накрытый в складчину стол.

Именины празднуют: Амалия, Андрей, Архип, Давид, Зенон, Зиновий, Кирилл, Макар, Михаил, Фауст, Фекла, Феоктист.

20 сентября
Предпразднество Рождества Пресвятой Богородицы.
Народное название: Лука, луков день, луковница.

Издревле на Руси луков день считался праздничным. Прекрасный антисептик, лук, заплетённый в косицы, развешивали в комнатах во времена морового поветрия. Если случался падёж скота, то на шею животным надевали венки, сплетённые из лука и чеснока. Луковой шелухой обычно ополаскивали волосы, чтобы они были крепкими и блестящими. Девушки, заплетая лук в гирлянды, просили святого Луку послать им блестящие тугие косы. До 20 сентября лук нового урожая есть было нельзя. Считалось, что в противном случае весь урожай сгниёт или высохнет. В этот день пекли пироги с луком и подавали на стол луковую кашу (толчёный лук, перемешанный с солью, квасом и сметаной).

Если журавли летят высоко, не спеша и курлычут — будет стоять холодная осень.
На небе несколько дней подряд видны белые облака — к похолоданию, тёмные и чёрные — к дождю.
Если накануне дня рождения Богородицы последним в дом зайдёт мужчина, то весь год вся семья будет здорова.

Перед Рождеством Богородицы нельзя:
Занимать хлеб, воду и деньги.
Свататься.
Пересчитывать запасы в кладовке.
Поминать усопших по именам.
Покупать девочкам кукол, иначе они будут бесплодны.
Хвастать своим здоровьем, иначе тут же его потеряете.
Ставить обувь на стул или стол, иначе в доме будет самоубийца-висельник.
Именины празднуют: Евтихий, Иван, Лука, Макар, Савватий (Савва).

21 сентября
Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
Народное название: Рождество Богородицы, малая Пречистая,
вторая встреча осени, праздник урожая, оспожинки, Спасов день.

В этот день в городе Назарете у праведных Иоакима и Анны родилась девочка, которую нарекли Марией, что в переводе с еврейского означает «госпожа».

Во времена язычества в этот день отмечали праздник урожая и поклонялись богиням плодородия, любви и брака Ладе и Лели, матери и дочери. После крещения Руси древняя традиция не забылась. Праздник Рождества Богородицы отмечался с размахом, так как в народном представлении соединился с праздником урожая, который получил название оспожинки. В этот день крестьяне обычно шли с утра на молебен, а потом отправлялись к родникам помолиться Пресвятой Деве. Дело в том, что рождение Богородицы в народном сознании связывалось с рождением живительной влаги чистых родников. Воду в таких родниках было принято освящать, а потом нести её домой. Женщины 21 сентября шли на реку встречать осенину. С собой они несли каравай свежеиспечённого хлеба — символ достатка, изобилия и материального благополучия. На берегах рек девушки водили хороводы. Самая старшая из них становилась в центре с хлебом в руках, а остальные танцевали вокруг неё и пели обрядовые песни. Над караваем произносили заговорные слова: «Богородица Пречистая, избави от маеты, надсады от души отведи, моё житьё-бытьё освети!» Потом хлеб разламывали и раздавали всем членам семьи, а оставшиеся кусочки отдавали скоту. В народном представлении хлеб был знаком божественного покровительства, и его ломти считались прекрасным оберегом от враждебных человеку сил. В деревнях в этот день родственники ходили в гости к новобрачным. Хозяин угощал родню пивом, символизирующим щедрость природы, и хвастался добром, нажитым со времени женитьбы. Хозяйка накрывала на стол, где центральное место снова отводилось караваям — главному обрядовому угощению на оспожинки. Также считалось обязательным приглашение молодых к родителям. В этот день обновляли в избах огонь — старый гасили и зажигали новый. В этом прослеживалось очередное повторение вечного мотива умирания и воскресения природы. Чтобы избежать порчи и сглаза, жгли потом в новом огне старую одежду и обувь. Все и эти обряды были лишь началом празднества, которое могло затянуться на целую неделю, — чем урожайнее был год, тем дольше праздновали оспожинки.

Если погода в этот день хорошая — осень будет хорошая.
Раннее опадание листвы — к ранней зиме.
Если паутина ложится на растения — к тёплой погоде.
Красное небо — к ветру и дождю.
Осиновые листья ложатся на землю «лицом» вверх — к студёной зиме.
Осенью птицы летят низко — к холодной зиме, высоко — к тёплой.
Именины празднуют: Лука, Лукьян, Созонт.

22 сентября
Попразднество Пресвятой Богородицы.
Праведных Иоакима и Анну, родителей Пресвятой Богородицы.

Народное название: Аким, Анна, поднесеньев день.

Если 21 сентября к молодожёнам в гости приходили родственники, то на Акима и Анну было принято звать в гости соседей: «К нашей хлеб-соли милости просим!» Мнение соседей для крестьян было очень важным, поэтому молодожёны старались в первый год совместной жизни показать свои хорошие отношения и умение вести хозяйство. Если же молодым, несмотря на все усилия, так и не удалось заслужить уважения соседей, то к ним в этот день никто не приходил. На Руси с приходом гостей было связано много обрядов. В основе ритуала лежал обмен приветствиями между гостем и хозяином. Прежде всего хозяин должен был выразить радость по поводу прихода гостя, потом спросить о здоровье, о благополучии семьи, поинтересоваться тем, как гость добрался до дома. В ответ гость приветствовал хозяина и сообщал ему о цели визита, хотя о нём и так уже было известно заранее. В древности считалось, что гость — это представитель высших сил. Даря подарки и произнося тосты, он несёт в дом благополучие. Хозяин старался как можно лучше принять гостя: отводил ему почётное место за столом, предлагал ночлег. Гость имел право попросить любую приглянувшуюся вещь, и хозяин в таком случае не смел отказать. Доходило иногда даже до воровства, если гостю хотелось того, чего не было у хозяина. В этот день было принято поминать своих родителей.

Именины празднуют: Анна, Афанасий, Иосиф (Йосип), Никита, Феодосий (Федосей), Феофан, Харитон.

23 сентября
Святителей Петра и Павла, епископов Никейских (IX).
Народное название: Пётр-Павел — рябинники,
именины рябины, осеннее равноденствие.

23 сентября — это осеннее равноденствие, когда день равняется с ночью. Согласно поверьям, солнце ложилось спать до наступления весны. Осеннее равноденствие на Руси отмечалось как большой праздник. В деревнях устраивали гулянья, накрывали столы, где центральное место занимали пироги с различной начинкой: мясом, капустой, грибами, брусникой. Крестьяне обращались с молитвами к Петру и Павлу, прося их помочь перезимовать и дожить до следующей весны. В зимние же месяцы светило людям заменял огонь, который почитался ничуть не меньше самого солнца. Издревле 23 сентября было днём именин рябины, которая считалась олицетворением солнца. После первых осенних заморозков ягоды становились мягкими и сладкими. К тому же крестьяне верили, что ягоды, собранные на Петра и Павла, впитали в себя силу ещё не отошедшего на покой солнца. Такие ягоды служили прекрасным оберегом. Кисти рябины вешали под крышу дома, чтобы привлечь в избу счастье и благополучие. С этой же целью клали рябиновые гроздья на поветь — сеновал, расположенный над конюшней и хлевом. Все эти действия сопровождались особыми молитвами и заговорами. Существовало поверье, что вся нечистая сила боится солнечных лучей, а следовательно, и красных ягод рябины как символа солнца. С этой целью гроздья рябины подвешивали над дверями, а ягоды рассыпали между оконными рамами или на подоконнике. После этого ни один злой дух не мог проникнуть в дом. Если человека мучил бес (слабость, удушье, головокружение), надо было взять ветку рябины и очертить ею вокруг себя круг. Раньше верили, что такого обряда нечисть не выдерживает и оставляет человека в покое. Начинали с этого времени готовить рябиновый квас. Это был не просто вкусный напиток, но и отличное лекарство от всевозможных простуд, прекрасный жаропонижающий и слабительный напиток. А от головной боли очень хорошо помогали ягоды рябины, принесённые прямо с мороза. Надо сказать, что, отправляясь за рябиной, с деревьев никогда не собирали ягоды подчистую. Считалось, что ягоды надо обязательно оставлять лесным обитателям для прокорма.

Если рябины много — осень будет дождливая, а зима суровая; если мало — осень сухая.

Именины празднуют: Андрей, Касьян, Климент, Павел, Петр, Пульхерия.

24 сентября
Преподобную Феодору Александрийскую (474-491).
Народное название: Федорин день, Федоры-обдёры, Федора осенняя,
Федора — замочи хвосты, третья встреча осени.

К этому времени уже заканчивалось бабье лето и наступала настоящая осень, с дождями и слякотью. В древности считалось, что если в этот день идёт дождь, то это небеса плачут по солнцу, уснувшему до весны. С принятием на Руси христианства в народной традиции произошли изменения. Теперь крестьяне верили, что это Федора слёзы проливает, оплакивая некогда совершённый грех прелюбодеяния. В народе говорили, что на Федору осень на гнедой кобыле ездит. Масть кобылы здесь не случайна и обусловлена преобладающими цветами этого времени года. Гнедой — красно-коричневый цвет, отражающий представление людей об осенней листве и пустых (коричневых) полях. Женщины в Федорин день надевали на голову платки, расшитые голубыми и золотыми нитями. Такой головной убор символизировал яркое солнце на ясном небе и должен был воздействовать на небеса, чтобы они много дождей на землю не проливали. Федора на Руси почиталась как покровительница озимых, поэтому на 24 сентября надо было выйти в поле и поклониться озимым хлебам. Сильные всходы сулили богатый урожай в будущем году. А вот своё прозвище «обдера» она получила за то, что в это время становится всё холоднее и холоднее и мороз побивает оставшийся на корню хлеб — в полях становится пусто. От пролившихся дождей дороги становились грязными, и, чтобы пройти по ним, надо было повыше подоткнуть подол. Отсюда ещё одно прозвище Федоры — «замочи хвосты». С Федоры наступает пора капустных вечёрок, которые продлятся ещё две недели. Все женщины в семье рубили капусту и пекли яблоки с брусникой.

Бабье лето не дотянет до Федорина дня.
На Федору всякое тепло кончается.
На Федору чёрные грязи все пути-дороги расквасили.
Если пчёлы заводят другой раз летку — будет продолжительная и тёплая осень.

Именины празднуют: Герман, Демид, Дмитрий, Зенон, Исидор, Лев, Роман, Сергей, Феодора.