Традиции, обычаи, приметы и советы на каждый день

Городская газета в Ярцево

11 сентября
Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Народное название:
Иван Предтеча, Иван Постный, голосевка, Иван пролетный, постный день.

В старину считалось, что этот день завершает лето и открывает осень, поэтому и говорили: «Иван постный — осени отец крестный». Этот же день считался началом бабьего лета, которое должно было продлиться до 22 сентября. Отсюда и пошла присказка: «С Ивана—поста мужик осень встречает, баба свое лето начинает». 11 сентября соблюдался один из самых строгих постов. Считалось грехом не то что есть мясо, но даже брать в руки нож. В этот день не ели ничего круглого: капусту, яблоки, картофель. Считалось, что срубить кочан капусты на Ивана Предтечу то же самое, что отрубить голову. Верили, что на кочане даже может выступить кровь. Яблоки и картофель не ели потому, что их можно катать на тарелке, так же как когда-то враги Крестителя катали его голову на блюде. Также запрещалось в этот день срезать мак (из-за круглых семенных коробочек). Также в этот день считалось большим грехом петь и танцевать в память о жестокой танцовщице Саломии.

Иван постный — осени крестный отец.
Иван Предтеча гонит птиц за море далеча.
С постного Ивана не выходит мужик в поле без кафтана (уже заметно холодает).
На Ивана постного хоть и пост, да разносол (уже убран урожай и есть из чего выбирать).
Если журавли на Ивана постного на Киев (на юг) пошли-потянули — будет короткая осень.

Именины празднуют: Анастасий (Анастас), Иван (Иоанн), Юлиания (Ульяна).

12 сентября
Перенесение мощей благоверного князя Александра Невского (1724).
Народное название:
Александр-сытник, свытник.

В этот день существовал обычай завивать вместе ячменные, льняные и овсяные стебли, заговаривая ниву на будущий богатый урожай. А свытником прозвали этот день за то, что варили свытную (ячменную) кашу. Само слово «свытно» означало что-то привычное, то, что уже стало укладом жизни.

Теплый вечер и звездная ночь — к урожаю.
Если еж устроил нору на опушке — зима будет теплой, если в глубине чащи — жди крепких морозов, а ветры будут дуть чаще со стороны, противоположной от входа в нору.

Именины празднуют: Александр, Арсений, Афанасий, Григорий, Даниил (Данила), Денис, Иван, Игнатий (Игнат), Леонид, Макар, Павел, Савватий (Савва), Федор, Яков.

13 сентября
Положение честного пояса Пресвятой Богородицы (395-408). Священномученика Киприана, епископа Карфагенского (258).
Народное название:
Киприан, Куприан, Куприян, журавлиное вече.

В старину верили, что в этот день собираются на болоте журавли и держат совет, какой дорогой лететь в теплые края. Отсюда название дня — «журавлиное вече». А рядом с птицами садятся болотные духи — кикиморы — и считают кости тех, кого они смогли летом в трясину затянуть. На Куприяна на болотах всегда сизое марево стоит, и ясно слышатся странные звуки, напоминающие стоны утопленников, чьи кости потревожили злые духи. С Куприяна можно было клюкву собирать. Раньше на болото идти боялись, потому что существовало поверье: брать неспелую клюкву — нечистой силе угождать. Девушка станет бесплодной, парень потеряет силу и тронется умом, а старика злые духи и вовсе в топь уведут, поманив яркими огоньками. Поэтому приговаривали в старину: «Ягоду-клюкву не тронь, покуда не полыхнет она (не поспеет), не отгонит зло в зыбучую топь».

На Куприянов день начинают убирать картошку, морковь, свеклу — все овощи, кроме репы.
Если журавли осенью летят низко — зима ожидается теплая, если высоко — холодная.
Журавли громко курлычут — к дождю.
Лебедь улетает на юг поздно — осень будет продолжительная и теплая.
Птица нахохлилась — к непогоде.

Именины празднуют: Геннадий, Киприан (Куприян).

14 сентября
Преподобного Симеона Столпника (459) и его мать Марфу (около 428). Мученицу Каллисту (IV). Праведного Иисуса Навина (XVI в. до Р.Х.).
Народное название:
конец лета, Симеон Столпник, луков день, Семен-летопроводец, проводы лета, Семенов день, первые осенины, бабье лето, встреча осени, пасеков день, засидки, начало осени.

Важным событием 14 сентября было гашение старого огня и добывание нового. Старики выходили во двор и терли друг о друга две деревяшки, пока они не начинали дымиться. Тлеющее дерево раздувала девушка или невестка, а затем от вспыхнувшего огня поджигала свечу. Этим огнем растапливали печь. На следующее утро угли снова раздували. Так огонь поддерживали в печи весь год. В этот день четырехлетних мальчиков сажали на коней. Обычай этот пришел из глубокой древности и был связан с переходом от младенчества к взрослой жизни. Называли 14 сентября в деревнях бабьим летом потому, что в это время начинаются разные сельскохозяйственные работы (трепание пеньки, мочение льна и т.д.), которые обычно выполнялись женщинами на открытом воздухе. С Семена начинались так называемые засидки, когда по вечерам работали в избах.

Чем суше и теплее простоит сентябрь, тем позднее наступит зима.
Если шишки на ели выросли низко — быть ранним морозам, а если на верхушке — настоящие холода наступят лишь в конце зимы.
Бабье лето (начинается с 14 сентября) ненастно — осень сухая, а бабье лето сухое — осень мокрая.

Именины празднуют: Гермоген, Еванфия, Иисус, Марфа, Симон (Семен).

15 сентября
Мученика Маманта, отца его Феодота и мать Руфину (III). Преподобных Антония (1073) и Феодосия (1074) Печерских.
Народное название:
Мамонт, Мамонтий, овчарник, Федот, Руфина.

С этого дня скотину на вольный выпас уже не выгоняют, приговаривая: «На Федоты и Руфины не выгоняй со двора скотины: выгонишь — беду нагонишь». Старики говорили, что на овчарника Велес трубит в пастуший рог и наполняет следы от копыт целебной влагой. Во времена язычества Велес почитался как божество туч, облаков, небесных и земных стад, скотоводства. После 15 сентября запирали животных в хлеву и выпускали в поле только тогда, когда на дворе было тепло. В деревнях существовал обычай на Мамонта убирать двор, загоны для коз и овец, хлев и омшаник (кладовая для ульев). Их окуривали вересковым дымом, которого боится вся нечистая сила, а стены утепляли болотным мхом — прекрасным природным антисептиком, в котором не заводится гниль.

Именины празднуют: Алексей, Антоний (Антон), Альфред, Демид, Евтихий, Иван (Иоанн), Леонид, Мамант, Руфина, Федор, Федот, Филадельф, Филипп, Юлиан.

16 сентября
Священномученика Анфима, епископа Никомидийского, и с ним мучеников Феофила, диакона, Дорофея, Мардония, Мигдония, Петра, Индиса, Горгония, Зинона, Домну, деву, и Евфимия (302). Мученицу Василису Никомедийскую (309).
Народное название:
Дорофей, Василиса, Домна.

Отмечали 16 сентября именины Домны, которая олицетворяла домашний порядок и уют. В этот день было принято наводить в избе порядок: мешки из-под картошки и старую обувь ополаскивали в реке, мыли полы вересковой водой и выстилали их половиками. В огороде сжигали всю рухлядь вместе с картофельной ботвой. В огонь бросали даже те вещи, которые сгореть не могли, потому что такой костер не только помогал избавиться от старья, но и символизировал полное очищение дома от всего дурного. Но в некоторых местах, наоборот, было принято тащить в дом на Дорофея всякую рухлядь, чтобы осень прошла благополучно. Особое внимание уделялось старым лаптям, которые считались верным средством от сглаза.

На Дорофея примечай направление ветров.
На Дорофея утро вечера мудренее.
Серое (дождливое) лето и теплая осень — к долгой зиме.
Туманы при молодой и старой луне обещают хорошую погоду.
Послеобеденный дождь — долгий.

Именины празднуют: Аникий, Аристон, Василиса, Дорофей, Ефим, Иван, Константин, Петр, Харитон.

17 сентября
Икону Божьей Матери, именуемую «Неопалимая Купина» (1680). Пророка боговидца Моисея (1531 до Р.Х.). Священномученика Вавила, епископа Великой Антиохии, и с ним трех отроков.
Народное название:
день Вавилы, праздник острых вил, Неополимая Купина, луков день.

В этот день, помолившись святому Вавиле, который на Руси почитался как покровитель домашнего хозяйства, шли мужики проверять стога и сеновал. Считалось, что если кругом пошевелить вилами, то разбегутся нечистая сила, гнетуха и трясуха (лихорадки), которые зимой стали бы скотине вредить. А если выйти во двор с вилами в руках, то все бесы разбегутся кто куда. Существовало поверье, что если наткнутся вилы на что-то твердое, то это кумоха спряталась в сене подальше от людских глаз. Кумохой называли лихорадку, которая представлялась в образе бабы с огромными зелеными глазами, держащей в руках ядовитый подбел. В народе это растение называлось еще бесплодницей или пьяной травой. На Вавилу молились о защите от пожаров. Для этого шли на заре в церковь и кланялись иконе «Неопалимая Купина».

Вавила, сохрани мой дом и меня от несчастий и огня.
На Вавилу чинят грабли, косы, вилы.
Большие муравьиные кучи осенью — к суровой зиме.

Именины празднуют: Афанасий, Вавила, Донат, Моисей, Федор, Феодул, Юлиан.