Моноспектакль «Записки сумасшедшего»

8 января в 17.00 районный центр культуры и искусства представил своим зрителям шедевр русской классики, одно из самых странных, загадочных и увлекательных произведений Николая Васильевича Гоголя — «Записки сумасшедшего».

Моноспектакль получился остро современным, даже можно позволить сказать, злободневным, несмотря на то, что в оригинальном тексте не было изменено ни слова. Такого рода спектакль — редкость для нашего города, а своеобразие жанра дает уникальную возможность «поговорить по душам», стать свидетелем живого, непосредственного общения актера со зрителем.

«Записки сумасшедшего» — это не только печальная история обреченной любви. Это рассказ о том, как ничтожнейшее положение, ухмылка реальности будит в герое титулярном советнике Аксентие Ивановиче Поприщине злую зависть, разжигает жажду собственной власти. Это мы видим в дневниковых записях, которые он ведет на протяжении четырех с лишним месяцев. Гоголевский текст сегодня звучит не только печально, он полон горького смеха и в то же время неожиданной нежности, красоты.

Главную и единственную роль исполнял Антон Орел. Буквально с первых минут представления весь зал погрузился в атмосферу действия, происходящего на сцене. Моноспектакль прошел на одном дыхании, чуть менее полутора часа непрерывного присутствия на сцене актера, играющего с полной самоотдачей, пролетели незаметно, сразу захватывая и до конца не отпуская внимание.

Ярцево. Дворец культуры. Моноспектакль «Записки сумасшедшего». в гл. роли А.М. Орёл

Ярцево. Дворец культуры. Моноспектакль «Записки сумасшедшего». в гл. роли А.М. Орёл

Ярцево. Дворец культуры. Моноспектакль «Записки сумасшедшего». в гл. роли А.М. Орёл

Моноспектакль «Записки сумасшедшего». в главной роли А.М. Орёл

Это была личная беседа актера с каждым присутствующим зрителем в зале. Интересно было то, что, окунувшись с головой в переживания героя, зритель не замечал присутствия других в зале. Антон блестяще исполнил роль, не смотря на психологическую сложность гоголевского персонажа. На сцене не было монотонного чтения. Удивительно легко актер овладевал аудиторией, где было много и молодежи, и людей постарше. Каждая минута, каждая секунда имела свой эмоциональный накал. Выражение, мимика лица, тембр голоса менялись согласно степени безумства Аксентия Ивановича Поприщина. В начале спектакля мы знакомимся с титулярным советником и видим заурядное глуповатое нервное и серое лицо мелкого чиновника, к концу же пьесы перед нами предстает демонический, одержимый, страшный и, в то же время, рассеянный взгляд безумца и лицо, покрытое капельками пота и выступившими венами в области висок, словно в предсмертной агонии. Все реплики — в зал, и в зал же — доверительные вопросы, беспомощно протянутая рука, словно за помощью, поддержкой, подсказкой. Все внимание было приковано к действию актера. Удивительно, что, располагая всего лишь несколькими стульями, небольшим столом и желтой скатертью, в мгновение из этих вещей появлялась новая декорация. Перед зрителями раскрывался вид на больничную палату психиатрической больницы, и трон испанского короля, и кабинет директора, и приемную в доме директора, и чиновничью необустроенную комнатку. Причем появлялось явное чувство, что происходила значительная, очень весомая смена декораций на сцене. Была налажена очень тонкая нить, соединяющая героя пьесы с каждым зрителем лично. Если улыбался персонаж, то улыбался и зритель, если было сожаление — то сожаление царило и в зале, грусть, радость и даже слезы — все было общим… Побывав на спектакле? каждый присутствующий ощутил всю гамму чувств в этот миг. Чтобы достичь наивысшего пика накала, окунуться в самобытность того времени? было подобрано очень четко музыкальное сопровождение к каждому эпизоду пьесы.

Ярцево. Дворец культуры. Моноспектакль «Записки сумасшедшего». в гл. роли А.М. Орёл

Ярцево. Дворец культуры. Моноспектакль «Записки сумасшедшего». в гл. роли А.М. Орёл

Моноспектакль «Записки сумасшедшего». в главной роли А.М. Орёл

По окончании спектакля зрители стоя благодарили Антона Орла бурными нескончаемыми аплодисментами и цветами. Зрители выходили со спектакля чуточку другими. Пьеса в таком исполнении не может оставить равнодушным никого. Об этом нам поведали зрители, выходившие из зала.

Семья Солдатенковых:

— Антона Михайловича мы знаем уже много лет, как человека разносторонне развитого и очень талантливого, в том числе как отличного ведущего, как веселого и ответственного старшего вожатого в ДОЛ «Орленок» и просто как хорошего человека! В прошлом году, посетив первый моноспектакль «Губы — раз…», наша семья открыла Антона Михайловича как талантливого актера и режиссера. О том, что будет ставится новый моноспектакль по произведению Н.В.Гоголя «Записки сумасшедшего»? мы узнали еще осенью и уже тогда знали, что обязательно пойдем на премьеру. И вот начало спектакля. Полный зал людей. Тишина, все вокруг внимательно смотрят и слушают, находясь в состоянии оцепенения от восторга и веря каждому жесту и действию актера. Актерская игра настолько реалистична, что кажется? перед тобой не Антон Михайлович, а сам гоголевский Поприщин, и мы не в ДК г.Ярцево, а в С.-Петербурге XIX века. Полтора часа, которые шел моноспектакль, пролетели для нас мгновенно. Находясь под впечатлением, мы даже не сразу осознали, что спектакль закончился и пора чествовать талантливого актера, но шквал аплодисментов вернул нас в реальность. Зал аплодировал стоя! Огромное спасибо Антону Михайловичу за то, что мы побывали в настоящем театре! Желаем ему дальнейшей творческой реализации, с нетерпением ждем новых премьер!

Марина Малина:

— Потрясающий спектакль! До мурашек, до глубины души! Игра Антона просто гипнотизирует! Завораживает и заставляет поверить, что перед тобой реальный сумашедший, которого швыряет из одной стадии шизофрении в другую.

Всё это время, что идёт спектакль, я находилась в состоянии некоего шока. Он так держит внимание зала, что во время всего спектакля стояла мёртвая тишина — ни кашля, ни шушуканий, ни копаний в сумках. При всём при том, моноспектакль — очень сложная вещь, и не все маститые актеры могут работать в этом жанре. Сложный гоголевский материал — дневниковые записи, внутренние монологи, — всё оживает на сцене. Вместе с героем морально проживаешь все стадии сумасшествия. Чтобы так прочувствовать роль, надо быть гением! На полтора часа как будто перенеслась в другой мир! Спектакль не отпускал ещё долго. Очень талантливо! Спасибо огромное за проделанную работу!

Андрей Салыгин:

— Антон Михайлович поразил меня еще прошлым моноспектаклем «Губы — раз…» по мотивам романа Б. Акунина «Кладбищенские истории». «Записки сумасшедшего» удивили не меньше, а даже больше. Зал затаился в ожидании спектакля. Для нашего города моноспектакль — явление новое: зритель не знал, чего же ожидать. Артист взял внимание зала сразу. Я видел не Антона Орла, а мелкого чиновника, сходящего с ума. Многогранная игра, блестящая режиссура — заслуга одного человека. Он удерживал внимание зрителя на протяжении часа, не каждый спектакль с более чем сотней человек способен на это. Благодарные зрители отблагодарили актера цветами и бурными аплодисментами. Спектакль уровня двух столиц. Приятно осознавать, что есть такие талантливые люди в г.Ярцево. Желаю премьеры в Санкт-Петербурге! Спасибо за эмоции и поводы к размышлению, которые Вы подарили. Браво!

Данный спектакль получил одобрение не только жителей и гостей нашего города, но и принес награду актеру. В конце ноября 2017 года в г.Смоленске в Культурном центре «Заднепровье» проходил ХII городской открытый театральный конкурс «Маленькие шедевры», где с моноспектаклем «Записки сумасшедшего» Антон Орел получил приз «Лучшая мужская роль».

В ходе беседы с Антоном Михайловичем о спектакле актер и режиссер поделился своими интересными дальнейшими творческими планами с нашими читателями:

— …В планах у меня была замечательная вещь, трагикомедия (название называть пока не буду), очень смешная и трогательная вещь. Но волею судеб на больших январских выходных в город заглянул мой педагог — человек, который жил в нашем городе и вел театральную студию, где я занимался, — режиссер Дмитрий Анатольевич Козлов и профессиональная актриса Нина Васильевна Кочина. Я пригласил их на репетицию. После просмотра выступления был очень долгий разбор моей работы. Дмитрий Анатольевич предложил мне совершенно другую идею — идею, которая заложена в этом произведении. Он показал то, о чем я даже не подозревал. Если посмотреть со стороны, предложенной Дмитрием Анатольевичем, то это получается совершенно иное произведение и иной спектакль. Поэтому все ближайшее время я буду переделывать сделанное (хотя это очень тяжело) и постараюсь выпустить новый спектакль «Записки сумасшедшего».

Светлана АЛЕКСЕЕВИЧ