Традиции, обычаи, приметы и советы на каждый день

4 сентября
Преподобного Исаакия Оптинского (1894).
Народное название: Афанасьев день,Агафон-огуменник, Агафонов день.

Под руководством преподобного Исаакия Оптинского знаменитая Оптина пустынь стала одним из самых процветающих монастырей на Руси в XIX веке.

В ночь на 4 сентября крестьяне защищали деревни от проказ лешего, который в это время выходил из леса и разбрасывал сложенные в гуменах снопы. Крестьянин очерчивал вокруг себя круг, одевал наизнанку тулуп, вешал на шею ладанку, брал в руки кочергу и садился в углу своего сарая, желая напугать злобного духа. Главным помощником в этом деле считался святой Агафон, который и научил людей, как прогнать лешего. Сам леший в народном представлении отличался крайним уродством, характер имел злобный и завистливый. а рядом с лешачихой даже самая страшная и сварливая деревенская баба казалась красавицей. Вот и старались лешие в ночь на 4 сентября пробраться в деревню, не только чтобы крестьянам навредить, но и хорошенькую девушку себе в жёны взять.

Именины празднуют: Агафон, Анфиса, Ариадна, Афанасий, Изот (Зотия), Ириний, Неофит, Панас, Роза, Розалия, Северин (Северьян), Феликс, Феодора (Федора), Явдоха.

5 сентября
Мученика Луппа (около 306). Святителя Каллиника,
патриарха Константинопольского (705).

Народное название: Луп, Луп-брусничник, лупенские морозы.

С этого дня начинаются первые заморозки, отсюда и пошло название «лупенские морозы». Не случайно появилась присказка: «Лупенские заморозки на овес садятся, брусникой сластятся». Называли Лупа брусничником потому, что к этому времени поспевала первая брусника на болотах. Крестьяне вставали рано утром и шли в лес еще до восхода, чтобы полезной ягодой полакомиться. Сам же святой Луп представлялся как здоровый рыжий мужик, который ходит по деревне и хлопает мужиков и баб по спине, заставляет их земле кланяться. Стукнет Луп бабу – та в лес за ягодами бежать, мужика — тот в поле, убирать овес.

Если на Лупа журавли на юг потянулись – зима наступит ранняя.
Именины празднуют: Арсений, Евтихий, Елизавета, Ириний, Каллиник, Луп, Флорентий, Юрий.

6 сентября
Священномученика Евтихия,
ученика апостолов Иоанна Богослова и Павла (I).

Народное название: Евтихий, Евтихий тихий, заря тихая.

Согласно народным поверьям, в этот день нельзя смотреть на зарю и далеко уходить от дома. Считалось, что по полям и лугам 6 сентября катается то ли волшебный красный цветок, то ли колдовской огонь, который заманивает путника в лесную чащу. Встреча с таким «огоньком» считалась дурным предзнаменованием. Да и опалить такой «цветок», согласно поверьям, мог не на шутку, долго потом придется лечиться. Верили, что блуждающие огоньки – это души людей, умерших нехорошей смертью: удавленников, погибших от несчастных случаев или от запоя и т.д. Также плохой приметой в этот день считался ветер, который, если налетит, обязательно льны побьет и все семена развеет. Но чаще всего погода на 6 сентября стояла тихая, отсюда и одно из названий этого дня – Евтихий тихий.

Дождь на Евтихия обещает сухую осень и хороший урожай на будущий год.
Именины празднуют: Арсений, Георгий, Евтихий, Петр.

7 сентября
Перенесение мощей апостола Варфоломея (VI).
Апостола от 70-ти Тита, епископа Критского (I).

Народное название: Варфоломей, Варфоломеев день,
день Тита-листопадника, Тит-грибник.

«Тащит Тит последний гриб» — говорили 7 сентября в деревнях и спешили в лес, ведь наступило грибное время. Этот день был последним, когда разрешалось заготовлять грибы на соленья. Поэтому, отправляясь в лес, молились святому Титу, чтобы он больше грибов послал. Существовало поверье, что в лесах живут крошечные лесные духи – боровички и лесавки. Боровички присматривали за ягодами и грибами, а лесавки – дед и баба лешего, похожие на ежей крошечные духи. Верили, что рожденному в этот день в зрелом возрасте выпадет счастье.

Именины празднуют: Варфоломей, Епифан, Иван (Иоанн), Мина, Регина, Ренат, Тит.

8 сентября
Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (1395).
Мученика Адриана и мученицу Наталию (305-311).

Народное название: Адриан, Натальи-овсянницы, рябинники.

Как правило, к этому дню заканчивали уборку овса с полей. Последний овсяной сноп с песнями уносили с поля во двор. А косари, которые работали на хозяина, приносили ему последний овсяной сноп в виде чучела. Хозяин в свою очередь дарил работникам подарки и угощал их овсяными блинами и киселем. Издревле в этот день было принято варить толокно – овсяный кисель. Старались его пить повсюду и весь день, чтобы толокняный дух над деревней стоял. Крестьяне верили, что запах толокна предотвращает пожары в овине, гонит оттуда духоту и гниль. С этой же целью было принято в этот день начинать любую работу с добрыми словами, чтобы не рассердить «овинный огонь». Чтобы избежать пожаров в овине, кланялись 8 сентября Адриану и Наталье и угощали их блинами и толокном. Отсюда и пошла присказка: «Несет Наталья в овин овсяный блин, а Одриан – в горшке толокно». Блины вообще были обрядовым блюдом, которым кормили духов и обитателей потустороннего мира. Вывешивали в этот день под крышей кисти рябины, так как это дерево почиталось именинником. Если в этот день рождалась девочка, то ее часто называли Наталья.

Большой урожай рябины – к морозу.

Именины празднуют: Адриан (Андриан), Аттик, Наталия (Наталья).

9 сентября
Преподобного Пимена Великого (около 450).
Преподобного священномученика Кукшу (1113). Мученицу Анфису.

Народное название: Кукша, Кукша-рябинник, Анфиса.

К этому времени созревала рябина, и крестьяне молились святому Кукше, чтобы урожай ягод был хорошим. Издревле существовала легенда, что святой Кукша ходит по земле с рябиновой веткой в руках и крестит ею язычников. Рябину в деревнях уважали, ведь это не просто вкусная ягода, но и прекрасное лекарство от простуды. Кто каждый день будет пить рябиновый сок, того никакая хворь не одолеет. Крестьяне верили, что гроздья рябины – это сильный оберег, поэтому ягоды сыпали за голенища жениху, чтобы на свадьбе порчу не навели. Чтобы покойник не тревожил живых, возвращаясь с кладбища, вешали над дверью рябиновые прутья. На Севере пастух, первый раз за год выгоняющий свое стадо, расщеплял ветки рябины и клал их под ворота. На Руси запрещалось ломать рябину, рубить ее на дрова, обрывать с дерева цветы.

В сентябре собирают: калину (плоды, кору), крапиву (листья), лопух (корни), одуванчик (корни), пастушью сумку (траву), подорожник (листья), полынь (траву).

Именины празднуют: Анфиса, Кукша, Ливерий, Осия, Пимен, Савватий (Савва).

10 сентября
Преподобного Моисея Мурина (около 400).
Праведную Анну Пророчицу, встретившую Господа Иисуса Христа
в храме Иерусалимском. Преподобного Савву Крыпецкого,
Псковского (1495). Мученицу Шушанику (Сусанну) Грузинскую (466).

Народное название: Анна, Анна Пророчица, Анна-скирдница, Моисей,
Моисей Мурин, 
Савва Псковский, Савва-скирдник.

В народе святой Мурин почитался как целитель, спасающий людей от пьянства и курения. К нему даже была обращена особая молитва. Считалось, что страдающие от запоя должны обращаться к святому Мурину, моля послать им силы на воздержание от хмельного.

Принято было 10 сентября убирать последние снопы в скирды. Отсюда и название этого дня — скирдницы. Дело это было нелегким, поэтому на помощь призывали святых Анну, Савву и Моисея.

Согласно преданиям, святая Анна осматривала скирды, помогая тем самым крестьянам. После этого дня начинали готовиться к ярмаркам, потому что основные сельскохозяйственные работы были уже сделаны.

Гром в сентябре предвещает долгую и теплую осень.
Зажелтели первые листья у берез – собирайся за опятами.
Обилие орехов и желудей обещает хороший урожай хлеба на будущий год.

Именины празднуют: Агафон, Анатолий, Анна, Арсений, Афанасий, Григорий, Денис, Ефим, Захар, Иларион, Инесса, Макар, Моисей, Павел, Панкрат, Савватий (Савва), Федор, Феодосий (Федосей).