Традиции, обычаи, приметы и советы на каждый день

28 августа
Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
Народное название:
Успение, дожинки, складчины.

Исстари в этот день приносили крестьяне в церковь семена или колосья разных хлебов для освещения. Связано это было с тем, что к 28 августа повсеместно заканчивалась жатва. Поэтому Успение было не только крупным церковным праздником, но и одним из важнейших народных празднеств, посвященных окончанию полевых работ и встрече осени. Отсюда и произошло одно из названий дня — дожинки. Последний сноп — дожинный, или именинный, — девушки жали молча, опасаясь, что в противном случае жених будет слепым. По окончании жатвы на поле оставляли несколько несрезанных колосьев, перевязанных лентой или соломенным жгутом. Рядом закапывали в землю хлеб и соль. Потом жнецы катались по ниве и шептали заговорные слова. Считалось, что такие обряды помогают вырастить хороший урожай на следующий год. Именинный сноп наряжали в яркий сарафан и кокошник и с песнями несли в деревню, где уже были накрыты столы. Во время обедни наши предки святили в деревнях хлеба, испеченные из новой муки. Согласно обычаю, пока хозяин или хозяйка не принесут из церкви освященный хлеб, в крестьянской семье в этот день никто не ел мучного, дожидаясь «свяченого куска». Потом таким хлебом открывали праздничную трапезу. В деревнях, где к этому времени заканчивалась жатва, на Успение устраивали «мирскую складчину» — праздник, на котором гуляла вся деревня. На «складчину» варили «братское пиво» и пекли пироги из новой муки — все это делалось сообща, на деньги, собранные у всех односельчан. В урожайные годы или в богатых селах на «мирскую складчину» кололи барана. На Русском Севере на Успение было принято к праздничному столу подавать «дежен» — толокно (вареный овес, который сушили пару дней, а затем обжаривали и толкли). Остаток освященного успенского каравая аккуратно заворачивали в чистую холстину и клали за образ — верили, что освященный хлеб обладает особой целительной силой. Уронить на пол хотя бы крошку успенского хлеба значило совершить большой грех, а того, кто эту крошку еще и растопчет, ждут большие беды.

Если молодое бабье лето (время с 28 августа по 11 сентября) сухое, ведреное (солнечное) — жди ненастья в старое (начинается с 14 сентября).
На Успение огурцы солят, а на Сергия (8 октября) капусту рубят.
Успение провожай — осень встречай.
Именины празднуют: Иосиф (Йосип), Никита, Максим, Степан.

29 августа
Попразднование Успения Пресвятой Богородицы. Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа (944).
Народное название:
Третий Спас, Хлебный Спас, Спас на полотне, досевки.

К празднованию Третьего Спаса начинали готовиться накануне. Хозяйки с вечера ставили опару, чтобы рано утром 29 августа испечь каравай из «новой» муки. Отсюда и одно из названий этого Спаса — Хлебный. Название «Ореховый» появилось из-за того, что к этому дню поспевали орехи. Орехи на Руси считались символом богатства. В старину верили, что если носить с собой орех — двойчатку или тройчатку (два или три ореха на одной веточке), то не будешь испытывать недостатка в деньгах. Заканчивали к Третьему Спасу сев озимых, поэтому этот день ещё и досевками называли. Крестьяне целыми семьями приносили Богу моления, а потом хозяйки провожали своих мужей на работу с хлебом-солью. На телегу, в которой ехали на поле, обычно клали три снопа, а сверху мешки с рожью. Вечером дети бежали встречать сеятелей с горшками гречневой каши. Часто сеять шли всей деревней, а потом садились за стол, накрытый в складчину. Называли 29 августа ещё и Спасом на полотне, вспоминая Нерукотворный Образ. В его честь в Нижнем Новгороде проводилась ярмарка, на которой торговали различными тканями. Загадывали 29 августа о сроках посева яровых. Для этого брали зёрна из трёх колосков дожинного снопа и закапывали их в поле, в трёх разных местах. После этого примечали: «Если раньше и лучше всходили зёрна первого колоса, значит, посев должен быть ранним, если второго — средним, третьего — поздним».

Если журавли улетают к Третьему Спасу — под Покров (14 октября) будут морозы; если нет — то зима будет поздняя.

30 августа
Мученика Мирона, Мучеников Фирса, Левкия, Короната и дружину их. Преподобного Алипия, иконописца Киево-Печерского (1114).
Народное название:
Мирон-ветрогон, вдовьи помочи, Алипий-иконописец.

На Руси в этот день крестьяне шли к вдовам и помогали им по хозяйству: убирали во дворе, чинили забор, правили ворота, латали крышу. Помогали, кто чем мог. Возможно, поэтому человек, родившийся 30 августа, отличается мирным характером. Он всегда готов заступиться за людей или помочь ближнему.

Если на Мирона утром туман и роса — погода будет стоять хорошая.
Начало листопада: первой начинает ронять лист берёза, за ней липа, вяз и черёмуха.
На вдовий двор хоть щепку кинь.
С миру по нитке — сироте (нищему) на рубаху.
Золотистый цвет зари и фиолетовая окраска горизонта — к хорошей погоде.

Именины празднуют: Киприан (Куприян), Левкий, Мирон, Павел, Роза, Филипп, Фирс, Юлиания (Ульяна).

31 августа
Мучеников Флора и Лавра.
Народное название:
день Флора и Лавра, лошадиный праздник.

На Руси мученики Флор и Лавр почитались как покровители домашнего скота, особенно лошадей. Существовала специальная молитва от конского падежа, обращённая к святым.

Справляли в этот день на Руси лошадиный праздник. Крестьяне мыли избы, нарядно наряжались, обильно ели и пили. С лошадьми в этот день не работали, опасаясь накликать на них падёж. Даже седлать лошадей было не принято. Лошадей выводили к рекам и озёрам, купали, а потом заплетали им гривы в косы и украшали лентами. После купания вели лошадей к церкви, где служился специальный молебен, после которого лошадей окропляли святой водой и даже окуривали ладаном. Тогда же хозяева кормили с ладони лошадей овсом. В благодарность за труд крестьяне преподносили священнику специальные хлеба, на которых оттискивались знаки в виде лошадиных копыт. Делалось это для того, чтобы уберечь лошадь — верную помощницу в крестьянском труде — от болезней и происков злых духов.

Багрово-красная звезда — к дождю и ветру.
Если воздух прозрачен — погода будет меняться к худшему.
Если после ясного дня солнце село за тучи — жди ненастья.
Низкие тучи — к худой погоде.

Именины празднуют: Георгий, Денис, Емельян, Иван (Иоанн), Илларион, Иулита, Лавр, Лев, Лука, Макар, Софрон (Сафрон), Флор, Христофор, Юлиания (Ульяна).

1 сентября
Мученика Андрея Стратилата и с ним 2593 мучеников (284-305). Мучеников Тимофея, Агапия и мученицу Фёклу, при Диоклетиане пострадавших.
Народное название:
день Андрея Стратилата, Стратилат-тепляк, Андрей Стратилат и Фёкла, Фёкла-свекольница.

Тепляком назывался ветер, дующий в это время с юга. Считалось, что он способствует скорейшему созреванию овса. Мужики выходили 1 сентября в поле и смотрели, созрел овёс или нет. В любом случае в этот день проводился обряд, когда именинница (или родившаяся в этот день женщина) приносила в дом первый или последний сноп овса и ставила его в бабий кут (место у печи, где хранилась домашняя утварь). Считалось, что такой сноп охраняет дом от нечистой силы и приносит достаток. Ставили сноп овса и в конюшню, чтобы леший, который любил конскую сбрую путать, к крестьянскому двору не подходил. Также овсяные снопы ставились в сенях и горнице. Если на это время приходились дожинки, то несколько несжатых колосков пригибали и присыпали землёй. Крестьяне верили, что такой обряд, называвшийся «завивание бороды», гарантирует хороший урожай овса на следующий год. Женщины тоже выходили на поле 1 сентября. Они катались по стерне в одних исподних рубахах и просили землю вернуть им силу, потраченную во время страды.

На Фёклу копай свеклу.
Если осенью будет много туманов — зимой будет много снега.

Именины празднуют: Август, Агап, Андрей, Каллистрат, Питирим, Тимофей, Фекла, Феофан.

2 сентября
Пророка Самуила (XI до Р.Х.).
Народное название:
Самуил, свекольница.

Святой жил за 1146 лет до Рождества Христова и был судьёй израильского народа. После обличения царя Саула в святотатстве Самуил тайно помазал на царство Давида. В народе пророк Самуил почитается как заступник перед Господом.

В народе верили, что пророк Самуил выспрашивает у Господа хорошую погоду, которая была очень важна в сентябре. Потому что «должна земля успеть одеться в зеленя», овёс-долгорост до полной зрелости дойти, да и лён с коноплёй ещё надо успеть убрать. Наступала пора убирать свеклу. Дёргали её девушки; ни мужики, ни бабы к свекольным грядкам не подходили. Отсюда и появилась присказка: «Свекольница — девкам невольница». Тяжёлой была работа по уборке свеклы, но в народе считалось, что чем ниже кланяешься свекольной грядке, тем больше здоровья она тебе даёт.

Если у кротов норы выходят на север — зима будет тёплая.
Полевые мыши перебираются ближе к деревне — к холодной зиме.

Именины празднуют: Виктор, Агафон, Ахилл, Гай, Дементий, Евстафий, Зоил, Изот, Лукий, Максим, Неофит, Никон, Орион, Пантелеимон (Пантелеймон), Парфен, Савин, Самуил, Север, Серафима, Тимофей.

3 сентября
Апостола от 70-ти Фаддея.
Народное название:
Фаддей, Васса, Василиса, баба Василиса, уборка льна, Василиса-льняница.

Апостол Фаддей был избран Господом в число тех 70 учеников, которых Он послал проповедовать христианство в те места, которые Сам после намеревался посетить. После Воскресения Фаддей путешествовал по Сирии и Месопотамии. В своих странствиях он дошёл до финикийского города Вирита (ныне Бейрут), где мирно скончался. Мученицу Вассу и чад её: мучеников Феогния, Агапия и Писта.

Чаще всего лён убирали на Василису. Согласно народным поверьям, по льняному полю ходит голубоглазая Василиса, на голове у неё платок, а на ногах лапти. Смотрит Василиса за льном, а когда приходит пора его убирать, то подаёт крестьянам знак. Только вот увидеть этот знак мог только хороший хозяин.

Если мыши по льну гнёзда совьют — большие снега грядут.
Если на Фаддея день ясный — ещё четыре недели хорошая погода простоит.
В лесу много рябины — осень дождливая, если мало ягод — сухая.
Если листья берёзы начинают желтеть с верхушки — жди ранней осени, снизу — поздней, а если равномерно — средней.
Если рано с осени начнут линять куры — зима будет тёплая.

Именины празднуют: Агап (Агапий), Александр, Васса (Василиса), Дорофей, Ефрем, Корнилий, Петр, Сабина, Фаддей.