Традиции, обычаи, приметы и советы на каждый день

14 августа
Начало Успенского поста. Крещение Руси.
Празднование Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы.

Народное название:
Маковеев день, Макей, Первый Спас, Медовый Спас

Первый Спас именовался мокрым, потому что в этот день отправлялись на озера и реки святить воду. После водосвятия крестьяне последний раз купались в реке. Существовал обычай приносить 14 августа в церковь новый мед для освящения, отсюда название Спаса – Медовый. Вместе с медом освящались овощи первого урожая и семена. Особое внимание уделялось семенам мака. Дикий мак использовался на Руси как средство от ведьм, достаточно было лишь обсыпать им углы дома. Несмотря на то, что все Спасы приходились на время поста, праздновались они легко. На постном столе оказывались медовые пряники, блины с маком и медом, пироги, булочки, плюшки с маком. Существовал в этот день обычай помогать вдовам и сиротам убирать с полей хлеб. В этот день, по поверьям, ночью случается страшная гроза. Считается, что объединяются все светлые силы, чтобы уничтожить нечисть, разгулявшуюся на земле после Ивана Купалы.

Именины празднуют: Александр, Антоний (Антон), Гурий, Евсевий (Евсей), Елизар, Леонтий, Максимилиан, Маркелл, Полиевкт, Соломония, Тимофей, Федор.

15 августа
Успенский пост. Священномученика Стефана.
Блаженного Василия, Христа ради юродивого, московского чудотворца.

Народное название:
Степанов день, Степан, Стефан-сеновал, сено в стогах, сеновал

Издавна в народе святой Стефан почитался как покровитель лошадей. Посвящали святому угоднику овес и сено, а самих животных поили водой, пропущенной через серебряное сито. Верили, что такой ритуал придаст им силу и красоту, сделает добрее и послушнее и убережет от происков нечистой силы. Для этой же цели в этот день лошадей поили освященной водой. В некоторых местах в ведро, из которого пьет лошадь, клали серебряную монетку, а потом подкладывали ее под ясли. Такую монету берегли и передавали по наследству от отца к сыну. В некоторых областях России 15 августа заканчивался сенокос. В этот день плели всей семьей венок из 12 трав – «солнце с маревами». Такой венок оплетали полотенцем и вешали в красном углу, верили, что всю зиму он будет оберегать домочадцев, спасать их от болезней.

• Если на Степана сухо – шесть недель будет сухо, а если дождь – будет он шесть недель.
• Каков Степанов день, таков и сентябрь.

Именины празднуют: Василий, Иван, Кирилл, Никодим, Роман, Степан, Тарас, Фауст, Федор.

16 августа
Успенский пост. Преподобных Исаакия, Далмата и Фавста.
Преподобного Антония Римлянина, новгородского чудотворца.

Народное название:
Исаков день, Исакий, Исакий и Антон, вихревеи, малинник, Антон-вихревей

Вихревеем называли в народе Антония, вспоминая чудесное путешествие святого из Рима в Новгород. Согласно преданиям, огромный камень, на котором жил святой, унесло в море. Под праздник Рождества Пресвятой Богородицы камень остановился недалеко от Новгорода на берегу реки Волхов при селе Волховском. К тому же в это время на Руси часто случались сильные ветра, что предвещало снежную зиму. Называли в народе Исакия малинником и верили, что в этот день вызревает самая лучшая малина.

• Каков Антон-вихровей – таков и октябрь.
• Каков Исакий – таков и Никола зимний (19 декабря).
• Если домашняя птица рано начала менять перья – холода наступят рано.

Именины празднуют: Антоний (Антон), Далмат, Иван, Исаакий, Кузьма, Саломея (Саломия), Фауст (Фавст).

17 августа
Преподобномученицу Евдокию.
Народное название:
ягодница, Авдотьи-сеногнойки,
Авдотьин день, Евдокия-огуречница, день семи отроков

В это время во многих областях России часто шли дожди, поэтому и прозвали Авдотью сеногнойкой. Зарядит мелкий дождичек на Авдотью и может потом целую неделю накрапывать. В народе говорили, что если выйти в это время на луг и прислушаться, то можно услышать стоны и вздохи, которые из стогов раздаются. Это Лядащий – дух сена и соломы – во сне ворочается, потревоженный дождем. Дух этот был безвредным, так как все время спал, зарывшись в стог сена. В это время во многих областях России продолжали собирать малину.

• Какова Авдотья – таков и ноябрь.

Именины празднуют: Андрей, Антонин, Дарья, Денис, Евдокия, Иван, Ирина, Константин, Кузьма, Мартиниан (Мартин).

18 августа
Успенский пост. Мученика Савела, стрелами в Египте умерщвленного.
Святую праведную Нонну, мать Григория Богослова. Мученика Евсигния.

Народное название:
Евстигней-житник, бессоник, калинники, малинники, луков день.

Существовал обычай в этот день заклинать мать–землю, чтобы не поселилась на скошенных полях нечистая сила. Выходили ранним утром на поля старики и старухи, поливали землю конопляным маслом и произносили заговор, адресуя каждую строчку одной из сторон света. После этого пузырек с остатками масла разбивали о землю, и участники обряда расходились по домам. Повсеместно заканчивали в этот день убирать урожай. Работали молча, потому что считалось, что, убирая снопы, нельзя болтать или ругаться – скотина зимой болеть будет. Начинали на Евстигнея убирать лук. Из собранных луковиц сплетали длинные гирлянды и развешивали их в доме. Считалось, что они очищают воздух «от заразы, морового поветрия и иных прилипчивых болезней».

• Каков Евстигней – таков и декабрь.

Именины празднуют: Викентий, Евдоким, Евстигней, Ефим, Ириней, Максимилиан, Нонна, Понтий, Сивел (Савел), Феоктист, Христина (Кристина).

19 августа
Успенский пост.
Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Народное название:
Второй Спас, Спас Яблочный, осенины, Преображение

К этому времени поспевают уже многие «плоды земные». Поэтому крестьяне несли овощи и фрукты в церковь. Освященные яблоки несли потом на кладбище и клали на могилы родственников. К овощам и фруктам добавляли колосья и зерна нового хлеба. Их окропляли святой водой и совершали над ним молебен. Такие освященные «начатки» крестьяне берегли до следующего посева. Издревле проводили в этот день обряд «засевания полей». По приглашению хозяев на поле приходил священник с иконами, кропил его святой водой, а один из почетных гостей, присутствующих при проведении обряда, бросал на ниву новые зерна. В старину было принято в этот день раздавать овощи и фрукты нищим, детям и старикам. Обычай этот соблюдался строго. Если же кто жадничал, то такого человека считали недостойным. С тех пор даже поговорка сохранилась: «На Второй Спас и нищий нищему яблочка даст». Считалось в народе, что чем больше нищих человек угостит в этот день, тем богаче будет у него урожай на следующий год. Девушки, надкусывая 19 августа первое яблоко, загадывали на женихов. Осенинами этот день назывался потому, что проводили 19 августа обряд встречи осени. Всей деревней выходили вечером в поле и с песнями провожали заходящее солнце.

• Каков Второй Спас – таков и январь.
• Каков день на Второго Спаса – таков и Покров (14 октября).
• Сухой день предвещает сухую осень, мокрый – мокрую, а ясный – суровую.

Именины празднуют: Архипп (Архип), Макар, Михаил, Феоктист.

20 августа
Успенский пост.
Попразднество Преображения Господня.
Народное название:
Марина, Пимен, Пимены-Марины

В это время улетают аисты. Согласно поверьям, некогда аист был человеком, только очень любопытным, за что и поплатился. Позвал его как-то Господь к себе и дал ему мешок, наказав не заглядывать в него, а утопить в море, сжечь или оставить на вершине высокой горы. Пообещал любопытный человек все исполнить в точности, но сам заглянул в мешок. В мешке же сидели разные гады, которые тут же расползлись по всей земле. Узнав об этом, разгневался Господь и превратил человека в аиста, чтобы тот всю свою жизнь теперь землю от гадов очищал. С тех самых пор аисты скучают по людям и стараются селиться поближе к человеку. Согласно другой легенде, в аиста превратился косарь, не поприветствовавший Христа. Считалось, что если аист на чьей-то крыше гнездо свое свил, значит, хозяин дома будет счастлив и богат. Ну а если аист гнездо свое перенес – быть беде. Верили, что за хорошее к себе отношение аист помогает людям. Бесплодные женщины просили у аиста детей, и добрая птица приносила младенца из самого Царствия Небесного. Но если его разозлить, то он может спалить избу, принеся на крышу огонь. В западных областях России с прилетом аистов было связано много примет. Если крестьянин видел первого аиста летящим, то это предвещало здоровье, счастье, богатый урожай; для девушек – замужество. Если аист неподвижно сидел, то это сулило болезни и смерть. Стоящий аист был предвестником богатого урожая льна. Если при встрече с первым аистом у крестьянина в кармане были деньги – он разбогатеет, ключи – соберет богатый урожай. Если же карманы были пустыми, то следовало ждать больших убытков. Славился в старину этот день добрыми делами. По обычаю 20 августа мыли больных и угощали их свежими овощами и фруктами, помогали вдовам и сиротам убрать несжатые хлеба, пекли пироги с яблоками и ягодами и относили их в приютские дома, навещали бедных и больных, прихватив с собой яблоки, пироги, ягоды и мед.

• Если аисты готовятся к полету – осень будет холодной.

Именины празднуют: Астерий, Дементий, Марин, Меркурий, Митрофан, Мокей, Никанор, Пимен, Феодосий (Федосей).