Здравоохранение. Перспективы

Буквально на днях Правительство утвердило паспорт проекта по улучшению работ поликлиник. Новая модель призвана сократить очереди, время записи на прием к врачу и сроки прохождения диспансеризации. Кроме того, власти рассчитывают, что изменения помогут повысить качество медицинских услуг. В документе говорится, что главным в работе поликлиник станет принцип «бережливого производства».

О том, как будет реализовываться данный проект в Ярцевской Центральной районной поликлинике, зашел у нас разговор с главным врачом ЦРБ Владимиром Алексеевичем Толпыго.

— Новая модель позволит перераспределить нагрузку между врачом и средним медперсоналом, оптимизировать «логистику пациентов» и перейти на электронный документооборот. Мы должны создать комфортные условия для пациентов во время ожидания, а диспансеризацию и профосмотры организовывать по принципу непрерывного потока пациентов с нормативным временем на прием одного человека. Проект рассчитан на шесть лет, до апреля 2023 года включительно. В 2018-19 г.г. пройдет экспериментальная часть, когда по принятой модели будут работать 155 и 195 медицинских организаций соответственно. Планируется, что к 2022 году на новую схему оказания медицинской помощи перейдут не менее 4 тысяч поликлиник. Кабинет министров выделит 500 миллионов рублей на «Развитие здравоохранения». Также к 2018 году в половине поликлиник должны отладить меры реагирования на отклонение сроков ожидания помощи, которые установлены программой государствекнных гарантий. Для этого планируется создать автоматиризированную систему мониторинга доступности первичной медпомощи.

Владимир Толпыго, главный врач ЯЦРБ

Наши поликлиники — две детских и одна взрослая — вместе с двумя поликлиниками Смоленска и Дорогобужской ЦРБ в нашем регионе вошли в этот проект. Мне в составе делегации Смоленской области довелось недавно побывать в Ярославле, познакомиться с тем, как там работают по данному проекту поликлиники — 5-ая детская и 2 — ая взрослая. Теперь будем по новому паспорту работать и мы. С чего мы начали? У нас уже есть проект реорганизации регистратуры. Мы установили многоканальную связь. Если раньше был один телефон и один номер, то теперь их несколько:

8-910-789-31-31;

8(48143) 7-31-31;

8(48143) 7-14-81.

Кроме того, нами продумывается вариант разделения потоков пациентов. Среди них ведь есть разные категории. Одни приходят за какими-то справками, другие — на диспансеризацию, третьи, чтобы получить платные услуги, кто-то пришел на вакцинацию, на ВТЭК. Это будет, допустим, одна очередь. Для людей, которые болеют, будет совершенно другая очередь. Мы даже гардероб разделим, как это уже делается в момент вспышки каких-то простудных инфекционных заболеваний.

Пока идет процесс подготовки к работе в новых условиях, хотелось бы знать мнение людей. Надо сделать «горячую линию», чтобы люди заходили на наш сайт, оставляли там свои вопросы, делились мнением по поводу того, что они хотели бы изменить в работе поликлиники. Мы проведем сейчас анкетирование, чтобы наши пациенты подсказали нам — как лучше и с наименьшими затратами, улучшить работу поликлиник. Наша задача сейчас — сократить время получения пациентом талончика на прием. Это можно будет сделать, если люди будут звонить по телефону и записываться на прием. Жителям Пионерного очень неудобно ездить в ЦРБ, чтобы, отстояв там очередь, записаться на прием к врачам. Поэтому в детской поликлинике на Пионерном поставлен инфомат, который позволит жителям поселка записаться через него на прием к любому специалисту, как во взрослую, так и в детскую поликлиники. Есть у нас проблема на Пионерном и со сдачей анализов. Парадокс ведь получается, когда в детской поликлинике можно сдать анализ крови, а анализ мочи надо везти в город. Во всех детских поликлиниках будет организован забор крови и мочи. В здравпункте на Пионерном с 8.00 до 10.00 будут приниматься анализы — биохимия, общий анализ крови… Там же будет организован прием врачом-терапевтом. Также для детей, живущих на Пионерном, организована бесплатная стоматологическая помощь в ООО «Стоматологическая поликлиника», расположенной на улице Строителей.

У нас сложились хорошие отношения с ЛПЗ, с руководителем проектов Сергеем Вашуриным, который проводит у нас лекции с врачами по бережливому производству. Это тоже новшество.

Интересный опыт есть в Ярославле по работе с пациентами. Человек приходит в поликлинику, подходит к инфомату, нажимает на кнопку, определяет цель прихода и потом его по громкой связи вызывают. Денег у нас пока на такое нет, но разделить потоки мы все-таки сумеем. Как? Мы мониторили работу наших врачей. И выяснилось, что работа на вызовах у них занимает не более двух часов. Значит, два оставшихся часа они могут уделить приему в поликлинике и вместо четырех часов будут принимать по шесть часов. Первые два часа, предположим, с 8.00. до 10.00, прием тех, кто пришел за справками, на диспансеризацию и пр. Остальное время — для больных и т.д. Мы сумели распределить потоки забора крови. Медицинская сестра выполняет свою работу, т.е. забор крови, а журналы заполняет, вызывает людей в кабинет санитарка.

Надеюсь, что и работа регистратуры претерпит существенные изменения. С медрегистраторами мы будем проводить тренинги, беседы. В целях сокращения очередей, мы увеличили количество телефонных заявок. Можно записаться на прием к врачу через личный кабинет портала Государственных услуг. А с июля нынешнего года через личный кабинет можно и врача на дом вызвать. По мнению Президента, необходимо переходить к электронным очередям, чтобы обеспечить доступность медицинской помощи. Правительство позаботилось о внедрении новейших технологий в самой системе здравоохранения. А премьер-министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение в июле текущего года о подключении медучреждений к интернету для оказания высокотехнологической помощи. По словам премьера, каждая больница или поликлиника должна быть, как минимум, подключена к всемирной сети.

Вот и мы имеем теперь многоканальную линию, создаем свой колцентр, где люди будут «сидеть» только на телефонах. Поэтому я призываю ярцевчан пользоваться для записи на прием телефонами, номера которых мы опубликовали выше. По телефону человеку скажут время и имя доктора, к которому ему надо прийти. Думаю, что все у нас получится. Тем более, что эксперимент по работе нового проекта дал положительные результаты. Глава Минздрава Вероника Скворцова рассказала, что экперимент был проведен в трех регионах, где брались по две поликлиники на регион. Сейчас в проекте участвуют уже 115 поликлиник в 40 регионах. До конца года число поликлиник, вошедших в проект, возрастет до 200, а в течение 2018/19 г.г. две тысячи поликлиник будут в него включены. По словам министра, новые технологии позволят упростить запись на прием к врачу, а также разделить потоки больных и здоровых пациентов, пришедших на профилактические процедуры.

— Время ожидания у кабинетов в поликлиниках, где проводился эксперимент, сократилось более, чем в три раза, совершенно изменилась и технология прохождения лабораторных исследований, — пояснила министр здравоохранения РФ.

Владимир Алексеевич в завершение нашего разговора еще раз подчеркнул важность того, чтобы люди сами были заинтересованы в улучшении обслуживания, проявляли активность в обсуждении во время анкетирования, задавали вопросы на «горячую линию».

Беседовала Нина ЧУГУНОВА