Можно ли иметь две трудовые книжки одновременно

По трудовому законодательству  у работника должна быть одна трудовая книжка. Но встречаются ситуации, когда сотрудник неожиданно предъявляет сразу две трудовые. А потом выясняется, что в наличии имеется и третья.

О том,  что делать в такой ситуации, мы и поговорим.

Из письма в редакцию:

— Один из наших сотрудников принес больничный и вместе с ним вторую трудовую книжку, о которой наша бухгалтерия не знала. Как мне рассчитывать стаж для оплаты пособия — по одной или по двум трудовым книжкам? Разве может у одного человека быть две трудовые книжки?

Мнение эксперта:

Трудовая книжка — это основной документ, подтверждающий все периоды работы по трудовому договору (п. 8 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 6 февраля 2007 г. № 91, далее — Правила). Предполагается, что у работника должна быть оформлена только одна трудовая книжка. Бланк книжки хранится по основному месту работы. Но некоторые работники имеют две или даже три трудовые книжки одновременно. Их заводят сами работодатели, у которых в разное время работал сотрудник. Чаще всего это бывает, когда человек устраивается на работу по совместительству. Бывают и другие причины появления нескольких трудовых книжек: это и утеря первой книжки с последующим ее обнаружением уже после выдачи дубликата, и желание скрыть неприятные факты, отраженные в этом документе, и т. п. По совместительству работодатель не должен оформлять трудовую книжку, нужно оформить трудовой договор. Запись о совместительстве вносят по желанию самого работника, и делают это по основному месту работы. Если работодатель по совместительству заведет сотруднику новую трудовую книжку, в дальнейшем это, как правило, и приводит к возникновению проблем при расчете стажа для выплаты пособия по временной нетрудоспособности или при оформлении пенсии. О наличии второго документа бухгалтер компании, где в настоящее время работает сотрудник, как правило, не догадывается. Это выясняется чаще всего при необходимости определить страховой стаж при оплате больничного листа. Ведь размер пособия по временной нетрудоспособности зависит от продолжительности страхового стажа (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ, далее — Закон № 255-ФЗ). Как вы знаете, пособие назначают в размере: 100% среднего заработка, если страховой стаж от 8 лет и более; 80% — от 5 до 8 лет; 60% — до 5 лет. В страховой стаж для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам включаются периоды работы застрахованного лица: по трудовому договору; работа на государственной, гражданской или муниципальной службе; периоды иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ч. 1 ст. 16 Закона № 255-ФЗ).

В трудовом законодательстве не предусмотрена возможность одновременно работнику иметь несколько трудовых книжек, но и ответственность за это не установлена. Также ничего не сказано о том, что вторая трудовая книжка считается недействительной. Поэтому для определения общего страхового стажа необходимо учитывать записи о работе по всем трудовым книжкам, которые предъявил работник. Хранить следует оригиналы всех трудовых книжек, представленных работником в бухгалтерию для оплаты больничных пособий и определения страхового стажа. Однако если в них совпадают некоторые периоды работы, то при расчете страхового стажа стоит учитывать только один. К тому же все записи во всех трудовых книжках должны быть оформлены с учетом трудового законодательства, действовавшего на момент их внесения в документ (п. 24 Правил).