Меня не пускают на собственную землю

У меня в собственности земельный участок. Земля вокруг участка ранее являлась государственной не разграниченной собственностью. Год назад районная администрация поставила данный участок на кадастровый учет, в результате чего мой участок оказался в центре вновь образованного земельного участка. В настоящее время администрация сдала участок в аренду и арендатор не пропускает меня через арендованный участок на мой участок, мотивируя тем, что вокруг моего участка засеянное поле. Каким образом решить вопрос с тем, чтобы мне оформить подъезд к моему участку? И мог ли Росреестр поставить новый участок на учет, так, что в результате прежний участок оказался в центре вновь образованного и без предоставления путей подъезда?

В соответствии с ст. 273 ГК РФ, ст. 23 ЗК РФ собственник недвижимого имущества вправе требовать от собственника соседнего земельного участка предоставления права ограниченного использования этого земельного участка.



Право ограниченного пользования чужими земельным участком (далее – сервитут) может быть установлено для осуществления прохода или проезда через земельный участок (пп. 1 п. 3 ст. 23 ЗК РФ).

Сервитут может быть установлен как посредством заключения между сторонами соглашения, так и по решению суда (п. 3 ст. 274 ГК РФ).

Круг лиц, которые заключают соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определен в ст. 39.24 ЗК РФ.

Так, в случае, если находящийся в государственной или муниципальной собственности земельный участок предоставлен в аренду на срок более чем один год, соглашение об установлении сервитута заключают землепользователь, землевладелец, арендатор земельного участка. Арендатор вправе заключать соглашение об установлении сервитута на срок, не превышающий срока действия договора аренды земельного участка.

Статья 39.26 ЗК РФ устанавливает процедуру заключения соглашения о сервитуте в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Заинтересованное лицо представляет в администрацию заявление о заключении соглашения об установлении сервитута с приложением схемы границ сервитута на кадастровом плане территории. В заявлении о заключении соглашения об установлении сервитута должны быть указаны цель и предполагаемый срок действия сервитута.

Администрация в срок не более чем тридцать дней со дня получения заявления обязана направить заявителю уведомление о возможности заключения соглашения об установлении сервитута в предложенных заявителем границах, или предложение о заключении соглашения об установлении сервитута в иных границах с приложением схемы границ сервитута на кадастровом плане территории, либо направить проект соглашения об установлении сервитута в отношении всего земельного участка, либо принять решение об отказе в установлении сервитута и направить это решение заявителю с указанием оснований такого отказа.

В случае отказа администрации в установлении сервитута возможно обратиться в суд. При этом будет необходимо доказать отсутствие иной возможности для прохода и/или проезда к принадлежащему ему земельному участку путем проведения судебной экспертизы.

Представляется, что основания отказа в осуществлении кадастрового учета земельного участка, перечисленные в ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», а также основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, установленные п. 16 ст. 11.9 ЗК РФ в данном случае не усматриваются. Между тем, само решение о постановке на кадастровый учет земельного участка может быть обжаловано в судебном порядке, но с соблюдением установленного законом трехмесячного срока (ст. 219 КАС РФ).