Где родился светофор?

Первый светофор не был электрическим, он имел ручной привод и назывался «семафор». Поднятая горизонтально стрелка означала «Стоп!», опущенная под углом в 45° — «Двигайтесь осторожно», а смотрящая вниз разрешала свободный проезд. Было установлено это устройство в Лондоне, в 1868 году. Интересно, что при наступлении темноты использовался вращающийся газовый фонарь, с помощью которого подавались сигналы красного и зелёного цветов. Однако проработал светофор недолго. Меньше чем через месяц газовый фонарь взорвался, ранив полицейского, после чего в Европе светофоры были запрещены.

Вернулся светофор на улицы спустя 45 лет, 5 августа 1914 года, но уже в Америке. В городе Кливленд на одном из главных перекрёстков были установлены четыре электрических светофора, которые имели красный и зелёный сигнал, а кроме того и издавали звук, при переключении. Управлялись они полицейским, который осуществлял регулировку движения сидя внутри стеклянной будки.

Авторами трёхцветного светофора одновременно стали в 1920 году Уильям Поттс, в Детройте, и Джон Ф. Харрис, в Нью Йорке. Постепенно и Европа переняла нововведение: в 1922 году они были установлены в Париже, в 1927-м в Англии, и в 1930-м в СССР. Первый светофор в советской Москве появился на пересечении улиц Петровка и Кузнецкий Мост.

В шестидесятых годах прошлого века в СССР появились и ламповые пешеходные светофоры. Сначала они были прямоугольными с двумя секциями. На одной была подсвечиваемая красным надпись «стойте», а на другой зелёная — «идите». К началу 80-х пешеходные светофоры в СССР стали выглядеть более привычно: их заменили на всем знакомых «человечков». В Соединённых штатах Америки красный сигнал пешеходного светофора оформляют в виде поднятой ладони. В Норвегии же, например, используются две стоящие друг над другом красные фигуры. Сделано это для того, чтобы люди, страдающие плохим зрением или дальтонизмом ничего на перепутали и точно поняли, когда можно идти, а когда — нет. Для таких людей современные светофоры нередко также оборудуются звуковыми сигналами и табло обратного отсчёта времени.

Если на перекрёстке пешеходного светофора нет, то необходимо ориентироваться на сигналы автомобильного.

Александр ЯЦКОВСКИЙ

p.s. В конце 70-х начале 80-х в СССР ручная регулировка постовыми на перекрёстках ушла в прошлое и появилась централизованная система управления ламповыми пешеходными светофорами. На сложных участках дорог были установлены светофоры, позволяющие пешеходу самому, при помощи кнопки, включить для себя зелёный сигнал.